Специфика научно-психологического познания
Первая особенность современной психологической науки – полипредметность – существование в единой системе научного знания множества альтернативных определений и пониманий предмета изучения.
Второй специфической характеристикой психологической науки следует признать то, что в ней объект и субъект познания, мысль обращается к собственному субстрату, а научное сознание человека становится его научным самосознанием. Поэтому традиционное разграничение «внутреннего» и «внешнего», «субъективного» и «объективного», их противопоставление, основанное на общей для западноевропейского рационализма идее о внеположности сознанию познаваемого мира, в психологии оказывается проблематичным.
Другая особенность психологии в том, что, выдвигая психическое как предмет научной рефлексии, учёные не имеют возможности сделать его объектом непосредственного эмпирического исследования. «Психика», как и «Душа», эмпирически неуловима. Приходится искать другие объекты и косвенно – через их изучение – делать выводы о закономерностях психической реальности. Выбор такого «вторичного объекта» зависит от того, что признаётся доминирующим фактором, определяющим психическую жизнь, и от того объяснительного принципа, который предлагается конкретной научной школой.
Наконец, специфика психологии заключается в её уникальных практических следствиях. Как отмечала Ю.Б. Гиппенрейтер «практические результаты от развития психологии должны стать не только несоизмеримо значительнее результатов любой другой науки, но и качественно другими. Ведь познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, функциями, способностями – задача, конечно, более грандиозная, чем, например, освоение космоса. При этом надо особенно подчеркнуть, что, познавая себя, человек будет себя изменять. Психология уже сейчас накопила много фактов, показывающих, как новое знание человека о себе делает его другим…» Следовательно, психология – это не только познающая и конструирующая, формирующая человека.
Итак, специфика научно-психологического познания может быть выражена в следующих четырёх пунктах:
1. Полипредметность.
2. Совпадение субъекта и объекта научного познания.
3. Невозможность непосредственного эмпирического исследования душевной жизни, необходимость выделения «вторичных объектов».
4. Формирующий и преобразующий характер психологического познания.
Рекомендуем к прочтению:
Причины конфликтов родителей и подростков
Подростки в конфликте:
§ кризис переходного возраста;
§ стремление к самостоятельности и самоопределению;
§ требование большей автономии во всем – от одежды до помещения;
§ привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье ...
Агенты социализации
Институты, отдельные люди и группы, которые способствуют социализации, называют агентами социализации. Далее представлены некоторые основные агенты социализации, действующие на определенном этапе жизненного пути. Младенческие годы В отлич ...
Мотивация человека и животного
Как известно, именно потребность или мотивация является источником активности животного и человека, в том числе и источником их эмоций. Ведь эмоция – это реакция на удовлетворение или неудовлетворение какой-либо потребности. Мотивации ест ...