ВведениеСтраница 2
Актуальность выбранного направления исследования определяется необходимостью разрешения противоречиймежду:
а) современным уровнем развития науки конфликтологии и недостаточной разработанностью теории педагогических конфликтов;
б) осознанием будущими специалистами важности и значимости овладения умениями предупреждения конфликтных ситуаций и отсутствием опыта их предупреждения в педагогическом общении;
в) потребностью в теоретическом обосновании и научно-методическом обеспечении процесса подготовки будущих специалистов к предупреждению конфликтных ситуаций и недостаточной разработанностью педагогических технологий в данной области.
Выделенные противоречия определяют следующую проблему исследования
: недостаточная разработанность педагогических технологий в области разрешения конфликтов и малое количество литературы по данной теме приводит к тому, что молодые специалисты недостаточно готовы к решению конфликтных ситуаций, возникающих в педагогическом процессе
Тема исследования
: Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении.
Объектом
исследования является процесс педагогического общения.
Предметом
исследования являются типичные конфликты в ходе педагогического общения с учащимися.
Целью
исследования является изучение типичных конфликтов, методов и средств их преодоления в ходе педагогического общения учителей с учащимися
Задачи исследования:
1) Проанализировать теоретический и практический материал по типичным конфликтам между учениками и учителями
2) Выявить характеристики педагогического общения с точки зрения социально-педагогического взаимодействия;
3) Охарактеризовать типичные проблемные ситуации между учителем и учащимися и выявить пути их разрешения.
4) Разработать систему методов и средств, способствующих разрешению конфликтных ситуаций в ходе социально-педагогического взаимодействия.
Гипотеза исследования
: конфликты в педагогическом общении будут не столь частыми и явными, если учитываются возрастные особенности учащихся и создаются позитивные условия для формирования бесконфликтного педагогического общения.
Методы исследования
: теоретический анализ и синтез литературы, моделирование, эксперимент.
Методическая основа исследования:
культурологический подход, опирающийся на систему принципов:
1. Принцип научности, наглядности, доступности, прочности в реализации условий педагогического воздействия и взаимодействия.
2. Принцип последовательности, системности и систематичности в планировании и организации педагогического взаимодействия.
3. Принцип ценностно-смысловой направленности социально педагогического взаимодействия:
• принцип единства целей и ценностей социально-педагогических воздействий;
• принцип учета индивидуальных особенностей личности (возрастных, интеллектуальных, физических, половых и пр.);
• принцип создания и реализации условий для позитивного эмоционального фона в социально-педагогическом взаимодействии;
• принцип природосообразности и культуросообразности;
• принцип единства требований в педагогическом коллективе;
• принцип гуманизации и гуманитаризации;
• принцип аксиологизации и акмеологизации основ педагогического взаимодействия и пр.
4. Принцип диалектического формирования и развития самостоятельности слушателя (студента) и формируемых, с точки зрения педагогики и психологии, структур личности:
• принцип единства самовоспитания, саморазвития, самообучения, самообразования, самореализации, самоактуализации, самосовершенствования;
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты отношения педагога в обучении младших школьников. Социометрический статус младших школьников как
психолого-педагогическая проблема
Проблема индивидуального подхода к детям волновала передовых учителей и прогрессивных мыслителей еще до революции. Революционные демократы с большой страстностью критиковали педантичное, холодное отношение к детям, требовали внимания к ре ...
Тема эмоций в зарубежных направлениях и теориях. Зарубежные
теории эмоций
Вопрос о природе эмоций в течение длительного времени не находил своего решения, обуславливая появление различных, иной раз противоположных точек зрения. В XVIII-XIX веке самой распространенной была интеллектуалистическая позиция, утвержд ...
Методы принятия управленческих решений
К настоящему времени накоплено достаточно большое число методов выработки управленческих решений. Так, В.А. Лисичкин выделял три класса методов:
- общенаучные (методы логического и эвристического характера: наблюдение, эксперимент, анали ...

