ЗаключениеСтраница 11
Вначале следует построить простейшую социоматрицу. Пример дан в таблице (см. табл. «Пример социоматрпцы»). Результаты выборов разносятся по матрице с помощью условных обозначений.
ВЕЛИЧИНЫ ОГРАНИЧЕНИЯ СОЦИОМЕТРИЧЕСКИХ ВЫБОРОВ
Число членов групп |
Социометрическое ограничение d |
Вероятность случайного выбора Р(А) |
5-7 |
1 |
0.20-0.14 |
8-11 |
2 |
0.25-0.18 |
12-16 |
3 |
0.25-0.19 |
17-21 |
4 |
0.23-0.19 |
22-26 |
5 |
0.22-0.19 |
27-31 |
6 |
0.22-0.19 |
32-36 |
7 |
0.21-0.19 |
Анализ социоматрицы по каждому критерию дает достаточно наглядную картину взаимоотношений в группе. Могут быть построены суммарные социоматрицы, дающие картину выборов по нескольким критериям, а также социоматрицы по данным межгрупповых выборов.
Основное достоинство социоматрицы — возможность представить выборы в числовом виде, что в свою очередь позволяет проранжировать членов группы по числу полученных и отданных выборов, установить порядок влияний в группе. На основе социоматрицы строится социограмма — карта социометрических выборов (социометрическая карта), производится расчет социометрических индексов.
ПРИМЕР СОЦИОМАТРИЦЫ ДЛЯ ГРУППЫ, ЧИСЛЕННОСТЬЮ N-ЧЛЕНОВ
N |
Кто выбирает: фамилия испытуемого j-члены |
i-члены: Кого выбирают |
Сделанные выборы |
Всего | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
• |
• |
(+) |
(-) | ||||
1 2 3 4 5 6 |
А-ов В-ов Г-ев П-ов С-ов |
+ + + + |
+ + |
+ + |
+ |
- |
• |
• |
2 2 2 1 2 |
2 2 0 1 2 |
4 4 2 2 4 | |
N |
. |
. |
. | |||||||||
Полученные (+) выборы (-) |
4 0 |
2 1 |
2 1 |
1 2 |
0 3 |
9 |
7 | |||||
Всего |
16 |
Рекомендуем к прочтению:
Методики исследования
При выборе методик исследования учитывалось их соответствие задачам исследования, информативность и соответствие возрасту испытуемых.
Уровень сформированности адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих д ...
Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:
1) успешность выполнения работы;
2) установление хороших отношений с коллегами;
3) получение самоудовлетворения от работы.
Инструкци ...
Социальная ситуация развития личности в подростковом возрасте
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня р ...