ВведениеСтраница 3
Диссертационное исследование выполнено на основе системного подхода, общих положений логики, теории познания, сравнительной педагогики, отечественной дидактики и педагогической психологии.
Теоретическими источниками явились: теория общения и деятельности (А.Г. Андреева, В.Т. Ащепков, Ю.К. Бабанский, А.В. Беляев, О.В. Бескровная, А.А. Бодалев, А.В. Брушлинский, В.И. Горовая, Е.В. Горячкина, И.К. Журавлев, И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, А.А. Леонтьев, В.М. Плескунов, Е.И. Рогов, И.И. Рыданова); теория профессиональной деятельности (В.Т. Ащепков, В.И. Горовая, В.Н. Гуров, Е.В. Бондаревская, Н.В. Бордовская, И.Ф. Исаев, Н.В. Кузьмина, А.Н. Леонтьев, А.А. Лобанов, И.А. Малашихина, Е.И. Рогов, В.В. Рубцов, А.А. Симонов, В.А. Сластенин, В.В. Швагер и др.); культурологический подход к исследованию педагогической деятельности (Л.М. Андрохина, А.И. Арнольдов, В.С. Библер, Е.В. Бондаревская, А.В. Брушлинский, Л.А. Введенская, Г.М. Гогоберидзе, Б.Н. Головин, Б.С. Ерасов, Е.Ю. Захарченко, Э.С. Маркарян, В.А. Шаповалов, И.А. Шаповалова, Н.Е. Щуркова и др.); концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, Г.А. Качан, А.Б. Орлов, А.А. Реан, Е.И. Рогов, В.А. Сластенин, Т.И. Чечет и др.); теория учебной деятельности (Т.В. Габай, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, И.И. Ильясов, А.Н. Леонтьев, Н.Ф. Талызина, Д.В. Эльконин и др.).
Проведенное нами исследование базировалось также на культурно-исторической теории об интериоризации (Л.С. Выготский), теории о категориальной структуре познавательной деятельности студентов (В.И. Горовая, В.И. Петровский), концепции субъекта, являющегося центром развития бытия (С.Л. Рубинштейн), психологических теориях познания, общения, деятельности, бытия и сознания.
База исследования - Ставропольская государственная медицинская академия (лечебный и педиатрический факультеты); Ставропольский государственный университет (факультет психологии); Филиал Московского государственного открытого педагогического университета (факультет педагогики и психологии).
Организация и этапы исследования. Исследование осуществлялось в несколько этапов:
1. Предварительный (2000 - 2001 гг.). Изучение и анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; осмысление методологических и теоретических основ исследования; определение экспериментальных и контрольных групп; планирование педагогического эксперимента; осуществление констатирующего эксперимента.
2. Теоретический (2001 - 2002 гг.). Разработка содержания и методики формирующего эксперимента; изучение особенностей учебной деятельности студентов; опытно-экспериментальная работа по созданию механизмов формирования коммуникативной культуры будущих специалистов; диагностика эффективности и корректировка выявленных педагогических условий формирования коммуникативной культуры студентов в процессе их обучения в вузе.
3. Заключительный (2002 - 2003 гг.). Анализ, обработка, обобщение и систематизация результатов опытно-экспериментальной работы; формулировка выводов и разработка методических рекомендаций по исследуемой проблеме, их внедрение в практику работы образовательных учреждений, оформление текста диссертационной работы.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- выявлены педагогические условия формирования коммуникативной культуры студентов в процессе профессиональной подготовки в вузе (учебная среда, педагогические, организационно-педагогические, кадровые, программно-методические, психологические технологии);
- представлены ценностные отношения и профессионально-личностные качества педагога, способствующие развитию коммуникативной культуры студента в процессе профессиональной подготовки в современном вузе;
- проведен сопоставительный анализ современных программ формирования коммуникативной культуры студентов;
Рекомендуем к прочтению:
Воображение и эмоции
Воображение тесно связано с эмоциями. Активная работа фантазии вызывает богатую эмоциональную картину состояния детей. Общеизвестно, как дети воспринимают сказки. Они переполнены эмоциями, по силе не уступающими эмоциональной картине взро ...
Типы высшей нервной деятельности.
Экспериментируя над собаками, И.П. Павлов заметил, что каждое животное имеет свои индивидуальные способности. Одна собака – живая, подвижная; у нее быстро вырабатываются условные рефлексы, как положительные, так и тормозные, относительно ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с
нарушениями зрения
В современной педагогической практике во многих странах в зависимости от степени нарушения зрительной функции используют простое деление на слепых и лиц с ослабленным зрением, слабовидящих.
Степень нарушения зрительной функции по уровню ...