Выводы
В данной главе решалась задача описать одну из важнейших сторон коммуникативного процесса – невербальную, которая во многих случаях является более информативной, нежели вербальная, - та, что воплощается в словах.
Невербальная коммуникация здесь была рассмотрена с точки зрения таких наук, как:
1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.
Категории паралингвистики:
а) параметры звучания – неупорядоченные в систему основные составляющие человеческой речи и неречевых звуков, которые выполняют коммуникативную функцию;
б) квалификаторы – звуковые эффекты, направленные на достижение определённой коммуникативной цели;
в) различители:
- звуки, различающие модели поведения (зевота, кашель);
- звуки характерные больным людям;
- звуки, различающие физические реакции (урчание в животе, биение сердца);
- голосовые и звуковые средства, соотносимые с обманом, манипуляцией, языковой игрой;
г) альтернанты – противопоставленные нормативным речевым одиночные неречевые звуки, встречающиеся в коммуникации либо изолированно, либо с речью (шипение, сипение).
Периферические паралингвистические средства:
а) адапторы – звуки, возникающие от действия с материальными объектами или над ними, и самих объектов – источников этих звуков;
б) голос человека;
в) тон – высота звучащего в момент речи голоса.
2. Кинесика – наука о жестах рук, мимических жестах головы и ног, позах и знаковых телодвижениях.
В процессе общения любая жестовая информация, исходящая от человеческого тела имеет большое значение. Даже отсутствие жеста может оказаться информативным. По лицу человека, его мимике, можно судить о психическом, эмоциональном состоянии. В каждом конкретном случае коммуникации человек принимает определённую позу, что также отражает его отношение к ситуации, к собеседнику и к самому себе.
В данной главе были установлены аналогии и различия между жестовыми и естественными языками. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможны в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, в важных отношениях сходны.
Здесь также рассматривается проблема межкультурного соответствия жестов, которая тесно связана с проблемами интерпретации невербального текста одной культуры носителями другой и проблемами переводимости. Рассматриваются случаи межкультурной синонимии и омонимии жестов.
3. Окулесика – наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.
В коммуникативном акте взгляд выполняет функцию мониторинга. Глаза передают информацию и считывают её с глаз партнёра по коммуникации, выражают чувства.
4. Гаптика – наука о языке касаний и тактильной коммуникации.
Касания выражают отношение к адресату жеста, помогают установить контакт, привлечь внимание; они отражают положение человека на социальной шкале.
5. Проксемика – наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.
6. Сенсорика
а) аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;
б) ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.
7. Хронемика – наука о времени коммуникации, о его структурах, семиотических и культурных функциях.
Рекомендуем к прочтению:
Пути и средства формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
в среду нормально развивающихся в условиях ДОУ. Особенности
коррекционной работы с умственно-отсталыми детьми
Психологическая коррекция - направленное воздействие на определенные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования ребенка. Это обоснованное воздействие на внутренний мир человека, при котором псих ...
Теоретические подходы к стилям управления
Слово “стиль” греческого происхождения, первоначально оно означало стержень для писем на восковой доске, а позднее употреблялось в значении “почерк”. Одно из глубоких исследований стиля в современной психологии управления провёл А.А. Жура ...
Культурный контекст
Каждое общество ценит определённые личностные качества выше других, и дети усваивают эти ценности благодаря социализации. Методы социализации зависят от того, какие именно качества личности ценятся выше, и в разных культурах они могут быт ...