Выводы
В данной главе решалась задача описать одну из важнейших сторон коммуникативного процесса – невербальную, которая во многих случаях является более информативной, нежели вербальная, - та, что воплощается в словах.
Невербальная коммуникация здесь была рассмотрена с точки зрения таких наук, как:
1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.
Категории паралингвистики:
а) параметры звучания – неупорядоченные в систему основные составляющие человеческой речи и неречевых звуков, которые выполняют коммуникативную функцию;
б) квалификаторы – звуковые эффекты, направленные на достижение определённой коммуникативной цели;
в) различители:
- звуки, различающие модели поведения (зевота, кашель);
- звуки характерные больным людям;
- звуки, различающие физические реакции (урчание в животе, биение сердца);
- голосовые и звуковые средства, соотносимые с обманом, манипуляцией, языковой игрой;
г) альтернанты – противопоставленные нормативным речевым одиночные неречевые звуки, встречающиеся в коммуникации либо изолированно, либо с речью (шипение, сипение).
Периферические паралингвистические средства:
а) адапторы – звуки, возникающие от действия с материальными объектами или над ними, и самих объектов – источников этих звуков;
б) голос человека;
в) тон – высота звучащего в момент речи голоса.
2. Кинесика – наука о жестах рук, мимических жестах головы и ног, позах и знаковых телодвижениях.
В процессе общения любая жестовая информация, исходящая от человеческого тела имеет большое значение. Даже отсутствие жеста может оказаться информативным. По лицу человека, его мимике, можно судить о психическом, эмоциональном состоянии. В каждом конкретном случае коммуникации человек принимает определённую позу, что также отражает его отношение к ситуации, к собеседнику и к самому себе.
В данной главе были установлены аналогии и различия между жестовыми и естественными языками. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможны в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, в важных отношениях сходны.
Здесь также рассматривается проблема межкультурного соответствия жестов, которая тесно связана с проблемами интерпретации невербального текста одной культуры носителями другой и проблемами переводимости. Рассматриваются случаи межкультурной синонимии и омонимии жестов.
3. Окулесика – наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.
В коммуникативном акте взгляд выполняет функцию мониторинга. Глаза передают информацию и считывают её с глаз партнёра по коммуникации, выражают чувства.
4. Гаптика – наука о языке касаний и тактильной коммуникации.
Касания выражают отношение к адресату жеста, помогают установить контакт, привлечь внимание; они отражают положение человека на социальной шкале.
5. Проксемика – наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.
6. Сенсорика
а) аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;
б) ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.
7. Хронемика – наука о времени коммуникации, о его структурах, семиотических и культурных функциях.
Рекомендуем к прочтению:
Заключение.
Проведённое выше исследование, констатирует тот факт, что память людей различается. Обработка данных показывает, что у одних людей преимущественно преобладает слуховая память у других зрительная. Есть и такие, у которых одинаково хорошо р ...
Тон
В своём первом, логически первичном, речевом значении рассматриваемое слово обозначает определённое свойство звучащего голоса, а именно тон – это «высота звучащего в момент речи голоса». Таким образом, вопреки бытующему мнению о том, что ...
Теоретические подходы к изучению личности
руководителя
Руководитель – лицо, на которое официально возложены функции управления коллективом и организации его деятельности. Руководитель несет юридическую ответственность за функционирование группы (коллектива) перед назначившей (избравшей, утвер ...