Выводы
В данной главе решалась задача описать одну из важнейших сторон коммуникативного процесса – невербальную, которая во многих случаях является более информативной, нежели вербальная, - та, что воплощается в словах.
Невербальная коммуникация здесь была рассмотрена с точки зрения таких наук, как:
1. Паралингвистика – наука о звуковых кодах невербальной коммуникации.
Категории паралингвистики:
а) параметры звучания – неупорядоченные в систему основные составляющие человеческой речи и неречевых звуков, которые выполняют коммуникативную функцию;
б) квалификаторы – звуковые эффекты, направленные на достижение определённой коммуникативной цели;
в) различители:
- звуки, различающие модели поведения (зевота, кашель);
- звуки характерные больным людям;
- звуки, различающие физические реакции (урчание в животе, биение сердца);
- голосовые и звуковые средства, соотносимые с обманом, манипуляцией, языковой игрой;
г) альтернанты – противопоставленные нормативным речевым одиночные неречевые звуки, встречающиеся в коммуникации либо изолированно, либо с речью (шипение, сипение).
Периферические паралингвистические средства:
а) адапторы – звуки, возникающие от действия с материальными объектами или над ними, и самих объектов – источников этих звуков;
б) голос человека;
в) тон – высота звучащего в момент речи голоса.
2. Кинесика – наука о жестах рук, мимических жестах головы и ног, позах и знаковых телодвижениях.
В процессе общения любая жестовая информация, исходящая от человеческого тела имеет большое значение. Даже отсутствие жеста может оказаться информативным. По лицу человека, его мимике, можно судить о психическом, эмоциональном состоянии. В каждом конкретном случае коммуникации человек принимает определённую позу, что также отражает его отношение к ситуации, к собеседнику и к самому себе.
В данной главе были установлены аналогии и различия между жестовыми и естественными языками. Параллельное существование и взаимодействие языка тела и языка слов в акте коммуникации возможны в силу того, что глубинные процессы, лежащие в основании невербальной и вербальной деятельности человека, в важных отношениях сходны.
Здесь также рассматривается проблема межкультурного соответствия жестов, которая тесно связана с проблемами интерпретации невербального текста одной культуры носителями другой и проблемами переводимости. Рассматриваются случаи межкультурной синонимии и омонимии жестов.
3. Окулесика – наука о языке глаз и визуальном поведении людей во время общения.
В коммуникативном акте взгляд выполняет функцию мониторинга. Глаза передают информацию и считывают её с глаз партнёра по коммуникации, выражают чувства.
4. Гаптика – наука о языке касаний и тактильной коммуникации.
Касания выражают отношение к адресату жеста, помогают установить контакт, привлечь внимание; они отражают положение человека на социальной шкале.
5. Проксемика – наука о пространстве коммуникации, его структуре и функциях.
6. Сенсорика
а) аускультации – науке о слуховом восприятии звуков и аудиальном поведении людей в процессе коммуникации;
б) ольфакции – науке о языке запахов, смыслах, передаваемых с помощью запахов, и роли запахов в коммуникации.
7. Хронемика – наука о времени коммуникации, о его структурах, семиотических и культурных функциях.
Рекомендуем к прочтению:
Задержка психического развития у детей:
феноменология, происхождение, классификация
	 
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовс ...
	
Гуманистическое направление
	 
Если фрейдизм изучает невротическую личность, желания, чувства, поступки и слова которой расходятся между собой, то гуманистическая психология, напротив, изучает здоровые, гармоничные личности, достигшие вершины своего развития, вершины « ...
	
Вывод
	 
Таким образом анализ теоретических и практических источников по проблеме показал, что взаимоотношение родителей с ребенком напрямую отражается на его психосоматическом состоянии. Практически все учащиеся желают иметь более тесные взаимоот ...
	

			
			
			
			