РекомендацииСтраница 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Программа по психопрофилактике табакокурения в подростковом возрасте, учитывающая личностные характеристики подростков и факторов способствующих развитию зависимости у подростков.
Общие принципы психологической профилактики
Традиционно профилактика наркологических заболеваний среди подростков строилась на системе информации о вреде алкоголя и наркотиков, которая доносилась до слушателей в виде лекций, проводимых специалистами. В последние годы спектр мероприятий расширился за счет психологической работы, направленной на коррекцию личностных уклонений. Наиболее перспективным считается проведение групповых тренингов. При этом некоторые авторы приходят к убеждению, что объектом направленности этих тренингов должна быть личность, а не собственно аддиктивное поведение (Сирота Н.А. и др., 1998).
Вообще система профилактики аддиктивного поведения должна начинаться гораздо раньше подросткового возраста, когда она заявляет о себе со всей остротой. В широком смысле она является составной частью воспитания полноценно функционирующей личности. В более узком смысле она должна быть направлена на формирование в первую очередь таких качеств личности, как самостоятельность, самодостаточность, креативность, стрессоустойчивость. Групповая психокоррекционная работа должна начинаться с младших классов школы или даже с дошкольных учреждений. Здесь могут применяться методы творческого самовыражения и игровые. Игровые методики в настоящее время занимают центральное место в групповой работе с подростками (Кулаков С.А., 1996; Марасанов Г.И., 1998; Сирота Н.А. и др., 1998).
Психокоррекционная работа с младшими подростками проводилась под руководством психолога “Центре социальной поддержки детей и подростков”
г. Одинцово Московской области. Применялся метод тематически ориентированной групповой арт-терапии.
Тренинг для профилактики табачной зависимости
Цель тренинга: посредством формирования полноценно функционирующей личности максимально отсрочить употребление табачных изделий и (или) добиться отказа от их употребления. Учитывая выявленные клинические, психологические и социальные характеристики несовершеннолетних, склонных к табачной зависимости, определены следующие задачи тренинга.
1. Развитие способностей несовершеннолетних: общения, осознания собственных эмоций и их регулирования, креативности, адекватного использования посторонней помощи, ответственности, уверенности в себе, противостояния постороннему давлению.
2. Получение несовершеннолетними информации по их запросу из области следующих основных проблем: межличностных и семейных отношений, интимной жизни, злоупотребления табачной продукцией и её профилактике, выбора профессии и др.
3. Гармонизация отношений несовершеннолетних с членами их семей.
4. Углубление взаимного знакомства педагогов и учащихся.
5. Сплочение школьного коллектива.
5.2. Формирование группы и режим работы
Содержание тренинга
При работе с подростками в возрасте до 13 лет основной трудностью начального этапа является двигательная расторможенность и повышенная физическая агрессивность. Для старших же подростков характерна недоверчивость по отношению к руководителю, боязнь разглашения тайны происходящего в группе. Вопреки первоначальным ожиданиям, в разновозрастной группе старшие подростки не только не стремились поддерживать дисциплину, но и сами вовлекались в нарушения правил поведения младшими подростками, проявляя при этом признаки возрастного регресса. Их агрессивность проявлялась провокационным поведением, например, обвинениями типа: ”Наша классная руководительница призналась, что Вы ей все о нас рассказываете”, предложением руководителю десять раз отжаться от пола, неэтичными вопросами, касающимися интимных сторон его жизни и др. Такое поведение являлось пробным камнем: насколько можно доверять руководителю, а также испытанием его власти. Если на начальном этапе руководитель идентифицировался ими с учителем, то в дальнейшем - со старшим товарищем. Вторая волна агрессии может проявиться через некоторое время, но в более мягкой форме, и является проверкой позиции руководителя. Так, в одной из групп несколько человек начинали употреблять ненормативную лексику, чего ранее не допускали. В связи с этим стиль руководства колебался между директивным (у младших подростков) и демократическим, но не эгалитарным (у старших).
Рекомендуем к прочтению:
Мотивы преступлений совершаемых серийными убийцами
В основе преступного поведения серийного убийцы лежат те или иные мотивы. Какие же глубинные психологические факторы отражают эти мотивы, в чем их субъективный смысл?
Четыре возможных мотива толкающие человека на серийные убийства:
1. М ...
Развитие мотивационной сферы в младшем школьном возрасте
Получение образования является непременным требованием к любой личности, поэтому проблема мотивации является одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславли ...
Становление коммуникативной сферы у дошкольников
Коммуникативная сфера в ходе онтогенеза претерпевает существенные изменения. В связи с этим проанализируем ход ее становления в разные возрастные периоды.
Младенчество - период, когда ребенок развивается в физическом, психическом и социа ...