ВведениеСтраница 1
Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.
Изучение детско-родительских отношений является чрезвычайно важным как для понимания факторов, влияющих на становление личности ребенка, так и для организации психолого-педагогической практики. О значимости данной проблемы свидетельствует тот факт, что многие авторитетные психологические теории, такие, как психоанализ, бихевиоризм или гуманистическая психология, не обошли вниманием эту проблему, рассматривая взаимоотношения родителей и ребенка как важный источник детского развития.
Первые экспериментальные исследования в области детско-родительских отношений были начаты в 1899 году, разработан опросник, выявляющий мнения родителей о наказании детей. В 30-е годы XX века отмечается быстрый рост исследований родительских установок. На сегодня в зарубежной психологии опубликовано более 800 исследований на тему детско-родительских отношений.
В отечественной психологии статистика более скромная, поэтому испытывается определенный дефицит информации по данной проблеме. Как справедливо указывают А.Г. Лидерс, О.А. Карабанова, А.С. Спиваковская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей.
Интерес многих современных исследователей к сфере детско-родительских отношений объясняется значимостью роли взрослого для детского развития и в настоящий момент принято выделять когнитивный и эмоциональный компоненты этого взаимодействия ребёнок - взрослый.
Цель исследования – изучить взаимосвязь детско-родительских отношений и личностных качеств дошкольника.
Объект исследования – детско-родительские отношения.
Предмет исследования – детско-родительские отношения и их взаимосвязь с личностными качествами дошкольника.
Гипотеза: при проведении исследования мы исходили из предположения, что существует прямая зависимость между типом детско-родительских отношений и формированием личностных качеств у ребёнка старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Провести анализ работ отечественных и зарубежных учёных по проблеме детско-родительских отношений.
2. Изучить социально-психологический аспект формирования личности дошкольника.
3. Выявить трудности в детско-родительских взаимоотношениях.
4. Определить тип детско-родительских отношений и выявить взаимосвязь с личностными качествами ребёнка.
Методологическая основа
Теоретические положения, выдвинутые в работах российских учёных Л.И. Божович, А.В. Запорожец, Л.С. Выготского, а также современных исследователей Э.Г. Эйдемиллера, В.В. Юстицкого, А.З. Шапиро, Е.О. Смирновой, Н.Ю. Синягиной, Е.И. Захаровой, Э. Арутюнянц, И.М. Марковской, Н.А. Рождественской, исследующих личность дошкольника и характер детско-родительского взаимодействия в семье.
Использовался опыт зарубежных авторов Р.У. Ричардсон, Т.А. Думитрашку, П.К. Керш, В.Сатир, К. Флек-Хобсон, П.Скин, К.Бейкер, Л. Берг-Кросс, Б.Е. Робинсон, занимающихся проблемой семьи и её влиянием на формирование личности ребёнка.
Методы исследования
Рекомендуем к прочтению:
Теории развития личности
Начнем с вопроса, как личность развивается? Личности людей формируются в процессе их интеракции друг с другом. На характер этих интеракций оказывают влияние многие факторы: возраст, интеллектуальный уровень, пол и вес. Например, в нашем о ...
Операции воображения
Преобразование действительности в воображении не является чисто произвольным ее изменением, оно имеет свои закономерные пути, которые находят выражение в типичных способах или приемах преобразования[5,с.304].
Образы, воссоздаваемые в про ...
Сверхнормативный уровень профессионально ответственного отношения
Добровольное осознанное принятие ответственности как необходимости добросовестно выполнять профессиональные обязанности; понимание добросовестного отношения к своим обязанностям как «нравственного приоритета», соответствующего интересам к ...