Особенности анкетирования и его виды
В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в его присутствии или отсутствии.
По мнению А.Г. Смирнова существуют несколько видов анкетирования в зависимости от того, в непосредственный или опосредованный контакт с респондентом вступает исследователь или его представитель. Различается раздаточная анкета и групповой опрос, а также почтовое и прессовое анкетирование. В первом случае говорится о распространении и сборе раздаточной анкеты. Поскольку реакции респондентов в процессе их работы над анкетой остаются скрытыми не только от исследователя, но и зачастую от анкетера, при подготовке анкетирования чрезвычайно важно максимум усилии приложить и анкетеру, и составителю анкеты для создания у респондентов установки на сотрудничество.
В некоторых методических источниках социологи указывают на содержательный аспект исследования и представляют анкету в виде некого нейтрального средства измерения, все сложности с которым заключаются лишь и определении се содержания. Такое отношение к анкете – одна из весьма часто встречающихся ошибок, связанных с недооценкой активности сознания респондентов. Ошибочным по тем же причинам будет и представление об анкетере, который якобы просто раздает и собирает анкеты. Поэтому для любого вида анкетирования чрезвычайно важно учитывать психологию респондента и режиссировать исследование с учетом особенностей опосредованного взаимодействия.
Н.Д. Творогова указывает на большое влияние самостоятельности работы респондента с анкетой и включение следующих компонентов в вопросник:
Ø обращения к респонденту;
Ø сообщения об организации, проводящей опрос;
Ø сообщения о целях исследования;
Ø инструкции о заполнении.
Д.М. Рамендик классифицирует виды анкет по следующим признакам. По числу респондентов:
- индивидуальное анкетирование (один респондент);
- групповое анкетирование (несколько респондентов);
- аудиторное анкетирование – методическая и организационная разновидность анкетирования, состоящая в одновременном заполнении анкет группой людей, собранных в одном помещении в соответствии с правилами выборочной процедуры;
- массовое анкетирование (от сотни до тысяч респондентов).
По полноте охвата:
- Сплошное (опрос всех представителей выборки);
- Выборочное (опрос части выборки).
По типу контактов с респондентом:
- Очное (в присутствии исследователя-анкетёра);
- Заочное (анкетёр отсутствует);
- рассылка анкет по почте;
- публикация анкет в прессе;
- публикация анкет в интернете.
Рекомендуем к прочтению:
Определить виды эксперимента (по трем критериям)
Первым критерием
является наличие или отсутствие формирующей цели.
В этом исследовании ученые применяли формирующий эксперимент,
целенаправленно воздействуя на испытуемых для формирования у них определенных качеств. Была поставлена цел ...
Концепции суицидального
поведения
В настоящее время существуют достаточно противоречивые точки зрения различных исследователей на феномен суицида и вызывающие его причины. Тем не менее, большинством суицидологов признается, что суицидальное поведение имеет многофакторную ...
Случаи, когда социализация не удается
Несмотря на факторы, влияющие на процесс социализации, она несколько напоминает выстрел по движущейся мишени, который всегда попадает в цель. Однако одни случаи неудавшейся социализации могут быть более серьезными, чем другие.
Некоторые ...