Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Цели и описание методик исследования по проблеме

Материалы » Музыкотерапия как средство развития коммуникативных способностей дошкольника » Экспериментальное исследование особенностей развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Цели и описание методик исследования по проблеме

Наше исследование проходило в г.Черногорске, в МДОУ ЦРР – детский сад «Радуга», с сентября 2008 года по ноябрь 2008 года.

Целью работы является исследование развития коммуникативных способностей дошкольников средством музыкотерапии.

В экспериментальном исследовании принимали участие 20 детей дошкольного возраста 6-7 лет.

Для изучения предмета исследования были выбраны следующие методики:

1. Методика определения формы общения ребенка со взрослым М.И.Лисиной.

2. Методика выявления коммуникативной компетентности ребенка в общении со сверстниками «Картинки» Е.О.Смирновой, Е.А.Калягиной.

Методика «Форма общения ребенка с взрослым» (М.И.Лисина)

Цель: Выявить предпочитаемые формы общения.

Стимульный материал: игрушки, книги познавательного содержания.

Процедура проведения: Ребенку на выбор предлагаются разные формы взаимодействия. Для моделирования ситуативно – деловой формы проводится совместная игра с предметами, внеситуативно – познавательной – беседа по книге с познавательным содержанием, внеситуативно – личностной – разговор на личностные темы. Если ребенок затрудняется выбрать из предложенных форм общения одну, то для более точного определения организуется взаимодействие в трех формах. Начинать лучше с совместной игры.

Критерий оценки: На основе выбора ситуации или сопоставления показателей поведения ребенка в каждой ситуации делается заключение о предпочтении той или иной формы и об уровне общения в целом. Учитывается:

· Выбор ситуации общения;

· Активность в разных ситуациях: разговорчивость, способность проявлять инициативу и развивать тему общения;

· Чувствительность к словам и действиям взрослого, способность слышать высказывания другого и адекватно отвечать на них;

· Общий интерес и настроение: раскованность, интерес к теме разговора, эмоциональный комфорт;

· Время, в течении которого ребенок может и хочет общаться (в минутах)

Качественный анализ результатов позволяет выявить форму общения ребенка с взрослым.

Методика коммуникативной компетентности в общении со сверстниками «Картинки» (Е.О.Смирнова, Е.А.Калягина)

Цель: Выявить коммуникативную компетентность ребенка в общении со сверстниками.

Стимульный материал: картинки с изображением конфликтных ситуаций.

Процедура проведения: По этой методике дети по наводящим вопросам должны были описать конфликтные ситуации, изображенные на картинках, и предложить свое решение коммуникативной проблемы.

Критерии оценки: Каждый вариант решения оценивается определенным баллом. Основной результат в данной области будет связан с качественным своеобразием ответов детей, которые отражают преобладающий тип решения конфликтных ситуаций.

Рекомендуем к прочтению:

Вступление
Психология имеет давнюю историю, а именно предисторию, но как самостоятельная научная дисциплина является достаточно молодой. Ее возраст насчитывает всего лишь около ста лет. За этот достаточно короткий, как для самостоятельной науки, ист ...

Виды воображения
Воображение характеризуется активностью, действенностью особой формой мышления не свойственная ничему другому. Опережающее отражение действительности происходит в воображении в виде ярких представлений, образов. Воображение может быть вос ...

Характеристика невербального общения. Выражение лица (мимика)
Выражение лица — главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции — счастье, любовь и удивление. Трудно воспринимаются, как правило, отрицательные эмоции — печаль, гнев и отвращение. Обычно эмоции ассоциируются с м ...