Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения
Страница 2

Материалы » Проблемы коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения » Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями зрения

Нарушения зрения тормозят полноценное развитие познавательной деятельности слепых и слабовидящих детей, что находит свое отражение в развитии и в функционировании мнемических процессов.

В исследовании немецкого тифлопсихолога Г. Шауерте приводятся данные, характеризующие слепых как лиц, которым свойствен большой, чем у зрячих, объем памяти.

У некоторых слепых большой объем материала, хранящегося в памяти, недостаточно организован и слабо систематизирован. Другие обладают структурированной памятью, но меньшим ее объемом. Кратковременный и долговременный объем осязательной памяти у слепых и частично видящих школьников, также как и слуховой памяти, оказывается высоким.

Исследования Г. Литвака показали, что образы памяти слепых и слабовидящих при отсутствии подкрепления имеет тенденцию к угасанию. Систематизация, классификация, группировка материала и создание условий четкого восприятия, является предпосылкой развития памяти при нарушенном зрении.

В отечественной тифлопсихологии существует мнение о том, что мышление является одним из важнейших факторов психологической компенсации зрительного дефекта и процесса формирования способов познания окружающего мира. Имеются три концепции развития мышления лиц с дефектами зрения.

Теория ускоренного развития мышления слепых и слабовидящих.

Теория отрицательного влияния нарушения зрения на развитие мышления.

Концепция независимости уровня развития мышления от дефектов зрения.

В исследовании В.А. Лониной показано формирование таких мыслительных операций, как сравнение, классификация, квантификация, обобщение осуществляется у слабовидящих детей в более поздние сроки и с большими трудностями, чем у нормально видящих.

Речь слепого и слабовидящего развивается в ходе специфически человеческой деятельности - общения, но имеет свои особенности формирования - изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляются "формализмы" - накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Исследования связной речи дошкольников с нарушением зрения, осуществленное С.А. Покутневой показало, что уровень спонтанной речи детей с нарушением зрения был значительно ниже нормы по всем показателям:

с позиции раскрытия темы - отражение лишь части предъявляемого материала;

с позиции содержательной - фрагментарность, отражения в основном предметного содержания, отсутствие отражения динамики, трудности в соблюдении логичности связной речи.

В исследовании Л.С. Волковой показано, что у детей с нарушениями зрения наиболее типичными являются системные недоразвития речи, разнообразные по своей структуре, и их значительно больше, чем у зрячих сверстников.

Значительную роль в проявлении недоразвития речи играет нарушение общения ребенка с микросоциальной средой и неудовлетворительные условия речевого общения. Речь слепого выполняет также компенсаторную функцию, включаясь в чувственное и опосредованное познание окружающего мира, в процессы становления личности. Специфика развития речи выражается в слабом использовании неязыковых средств общения - мимики, пантомимики, поскольку нарушения зрения затрудняют восприятие выразительных движений и делают невозможным подражание действия и выразительным средством, используемым зрячими. Это отрицательно сказывается на понимании речи зрячего и на выразительность речи слепого и слабовидящего. В таких случаях требуется специальная работа по коррекции речи, позволяющая овладеть ее экспрессивной стороной, мимикой и пантомимикой и использовать эти умения в процессе общения.

В ходе анализа психолого-педагогической характеристики детей с нарушениями зрения следует отметить:

1) Слепота и слабовидение, оказывают влияние на формирование всей психологической системы человека

2) Психическое развитие детей с нарушениями зрения находится в тесной зависимости от степени, времени нарушения зрения

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Анализ и принятие управленческих решений
В условиях рыночной экономики степень неопределенности экономического поведения субъектов рынка достаточно высока. В связи с этим большое практическое значение приобретают методы перспективного анализа, когда нужно принимать управленчески ...

Опросник Басса-Дарки направленный на изучение составных компонентов агрессивности. Анализ результатов исследования зависимости табакокурения от личностных качеств подростка
На первом этапе было проведено анкетирование обеих групп. Анкета была составлена дипломантом. (текст анкеты см. а в Приложении 1) При ответе на первый вопрос «Считаете ли вы курение заболеванием?» в экспериментальной группе 12 человек от ...

Результаты вторичного тестирования экспериментальной группы после проведения тренинга по психопрофилактике табакокурения.
Данный тренинг психопрофилактики был проведён в течение 1,5 месяцев на базе “Центра социальной поддержки детей и подростков” г. Одинцово Московской области, в феврале – апреле 2007 года. После проведения тренинга экспериментальная группа ...