Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение

В старшем дошкольном возрасте закладываются основные черты личности и характера, формы поведения в различных социальных ситуациях, способность соотносить собственные желания и потребности с желаниями и потребностями других людей.

Этот период также чрезвычайно важен и для осуществления целенаправленной коррекционной работы с детьми, которые нуждаются в дополнительной помощи специалистов, в частности - тифлопсихологов и тифлопедагогов.

Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений в психическом развитии, возникающих на фоне зрительного дефекта.

Одной из специфических закономерностей нарушенного развития является дефицит информации об окружающем мире, который выступает у детей с нарушением зрения в изменении и замедление процесса зрительного восприятия, что обуславливает нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира. Это негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности (средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции [3].

Нарушение зрения, имеющие различную этиологию и различные проявления, отрицательно сказываются на развитии психики ребенка, на его адаптацию к современному миру.

По мнению Л.С. Выготского судьбу личности решает не сам по себе дефект, а его социальные последствия. Л.С. Выгодский подчеркивал, что органический дефект вызывает "социальный вывих", так как недостаток зрения заставляет ребенка перейти в особую социальную позицию, когда его отношения с окружающим миром, в том числе и в семье, приобретает иную, чем у нормально видящих, окраску [5].

Существуют возможности компенсации физического дефекта с помощью культурных приемов и навыков, покрывающих компенсирующих дефект и дающих возможность справиться с недоступными задачами новыми, другими путями.

При этом социальный смысл коммуникации заключается в обеспечении любой другой деятельности: ее овладении, планировании или координации.

Исходя из этого, отсутствие четких представлений о социальных законах бытия, человеческого общежития, недостаточное развитие эмоционально выразительных средств осложняют овладение детьми с нарушениями зрения навыками коммуникативной деятельности.

В этой связи актуальной проблемой современной тифлопсихологии тифлопедагогики является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения.

Цель исследования: выявление особенностей коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

Объект исследования: процесс становления коммуникативной сферы у дошкольников.

Предмет исследования: особенности коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

Гипотеза исследования: процесс становления коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения будет более успешным при учете: влияния дефекта на психофизическое развитие ребенка; психолого-педагогической характеристики дошкольников с нарушениями зрения; рекомендаций по коррекции коммуникативной сферы.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

Выявить особенности коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

Разработать рекомендации по коррекции коммуникативной сферы у дошкольников с нарушениями зрения.

Методы исследования:

Анализ литературы по проблеме исследования.

Констатирующий эксперимент.

Психодиагностический инструментарий (методики "Маски", "Два домика", "Рисунок семьи").

Количественный и качественный анализ данных.

Обобщение.

Методологическая основа исследования: положение о единстве возрастных закономерностей при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, Ж.И. Шиф, Т.А. Власова и др.); о своеобразии психического развития при зрительной депривации (А.Г. Литвак, А.П. Григорьева, Л.И. Солнцева), прикладные исследования проблемы коммуникативной сферы у детей с нарушениями зрения (В.А. Феоктистова, Л.И. Солнцева, Л.И. Плаксина, Л.П. Григорьева).

Практическая значимость исследования представлена возможностью использования полученных данных и рекомендаций специалистами и родителями, воспитывающими ребенка с нарушениями зрения.

База исследования: МДОУ д/с комбинированного вида № 35 "Малышок".

Рекомендуем к прочтению:

Теоретические аспекты Глубинной психологии. История возникновения глубинной психологии
Основы психоанализа были разработаны австрийским психиатром и психологом Зигмундом Фрейдом. Представители психоанализа в отличие от бихевиористов и гештельтпсихологов не ориентировались на точные и естественные науки как на образец для по ...

Теоретический анализ психологических особенностей личности серийного убийцы. Психологические особенности личности серийного убийцы
Под психологическими особенностями личности понимают относительно стабильную совокупность индивидуальных качеств, определяющих типичные формы поведения. При исследовании феномена серийных убийц (т.е. лиц совершивших три и более отдельных ...

Эмоционально – психотерапевтическая функция
Понятие эмоционально – психотерапевтической функции перекликается с понятием психологического климата семьи. Семейный климат складывается на базе нравственных и эмоциональных контактов, а так же психологической и духовной совместимости су ...