Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в
формировании потребности в самоутверждении сельского школьникаСтраница 1
В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника».
Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной школы. Применялись методы анкетирования, беседы, наблюдения, диагностики и опроса.
Данная семья является немногодетной, т.к. в ней живет только мать, двое детей, отца нет. Возраст матери на момент исследования: 31 год. Мать имеет неполное среднее образование, не работающая, есть сын, Саша ходит в 1 класс.
1. Анализируя паспорт семьи, мы сделали следующий вывод:
семья Иры Н. относится к благополучным семьям, хотя семейное положение не всегда положительно. Мать нигде не работает. Отца у них нет. Мать занимается воспитанием дочери.
2. Тест: «Кто Вы своему ребенку: родитель или приятель?». Вывод:
родители должны основательно пересмотреть свою воспитательную позицию. Пытаются воспитать в ребенке отзывчивость и доброжелательность.
3. Тест: «Понимаете ли Вы своего ребенка?».
Вывод:
родители не всегда понимают свою дочь. Девочка не всегда воспринимает их методы воспитания.
4. Анализируя опросы «АСВ», мы пришли к выводу,что мать уделяет Ире достаточно внимания. Центральным делом жизни мать считает воспитание ребенка.
Причины нарушений в семейном воспитании: мать стремится отдать свою любовь дочери, но боится ее самостоятельности, т.к. не хочет, чтобы ее дочь быстро взрослела. Также отмечается недостаточная развитость чувств, т.е. у матери отсутствует чувство долга перед ребенком.
5. Тест: «Рисунок семьи».
На момент рисования в душе девочки субъективную значимость занимает младший братик, т.к. он изображен больше по линейным размерам.
Рядом с собой Ира нарисовала маму, потому что этот человек в психологическом отношении ближе всех. Ира не отобразила на своем рисунке бабушку и дедушка, т.к. они живут в другом доме. Девочка в окружении своей семьи чувствует себя комфортно.
6. Беседа с объектом исследования.
Мать Иры не достаточно знает о воспитательном потенциале семьи, но преобладает много информации о индивидуальных особенностях своего ребенка. В ходе беседы дали рекомендации объекту исследования.
7. Анкета для родителей.
Вывод:
по результатам анкеты выявилось, что у матери есть педагогические навыки, но их не достаточно для формирования потребности в самоутверждении.
Присутствует желание воспитывать ребенка. Для большей информации о воспитании и их самоутверждении было проведено родительское собрание.
8. Анкета для родителей «Общение в семье».
Была направлена на изучение условий воспитания в семье. По результатамдиагностики выявилось, что мать в воспитательной работе чаще всего из методов использует требование. Но единство требований соблюдается не всегда. Из видов поощрения чаще всего использует похвалу и одобрение. Мать иногда наказывает ребенка физически. Дети иногда делятся секретами с родителями, что говорит о низкой степени взаимопонимания между ними. Родители не всегда контролируют свое собственное поведение ради воспитания детей, но уважают ребенка как личность. Таким образом, в семье созданы практически все условия для воспитания детей.
9. Родительское собрание « Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы».
В ходе собрания родители обсуждали ситуации, отвечали на вопросы анкеты, обменивались мнениями, отвечали на поставленные вопросы. Пытались найти пути выхода из предложенных ситуаций, высказывали свое мнение.
Родители обменивались опытом воспитания детей. И в конце встречи отметили актуальность обсуждаемых ситуаций. Родители выявили желание посещать данные мероприятия, т.к. они помогают воспитывать детей.
В ходе семинара было предложено ряд занятий, в которых чередовался вид деятельности. Родителям была предложена полезная информация по воспитанию ребенка в семье.
10. Основным видом работы с родителями является консультирование, которое мы также включили в исследование. Оно было направлено на формирование у родителей знаний эффективного воспитания детей. В ходе консультирования мы познакомили родителей с результатами проведенных диагностик, с успеваемостью Иры Н. в школе. Они активно отвечали на поставленные вопросы, спрашивали совета. На вопрос: «Какие методы воспитания вы используете?». Они выделили следующие методы:
- требование;
- поощрение;
- наказание (в редких случаях).
Рекомендуем к прочтению:
Факторы, влияющие на кризисы профессионального становления
Основываясь на концепции профессионального становления личности, кризисы можно определить как резкие изменения вектора ее профессионального развития. Непродолжительные по времени, они наиболее ярко проявляются при переходе от одной стадии ...
Выводы
В результате проведенного эмпирического исследования нами были распределены три группы. В ходе исследования они показали, что родительские отношения в первой группе более гармоничны и согласованны. Родители проявляют интерес и заинтересов ...
Модифицированный вариант MMPI - тест СМИЛ
СМИЛ в первую очередь, нацелен на изучение личности. Многолетний опыт применения методики показал, что она в большей мере раскрывает канву психологически понятных переживаний и свойства личности, чем диагностирует психопатологию. В связи с ...