Основные проявления социально-психологической дезадаптации личностиСтраница 2
2. национальная и этническая вражда, культурные противостояния; миграция, отрыв от родной среды;
3. нападения, издевательства, преследования со стороны соседей;
4. пребывание в круглосуточных яслях, детских домах, больнице;
5. изолированность семьи от ближайшего окружения;
6. неправильное воспитание одним родителем, отсутствие или не адекватность родительской заботы, чрезмерное давление родителей;
7. неадекватное или искаженное внутрисемейное общение;
8. воспитание психически больным или неполноценным родителем;
9. неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями.
По данным конференции ВОЗ, для детей школа является источником четырех комплексов проблем.
Первый связан с трудностями, возникающими при поступлении ребенка в школу, переходе от игры к учебе, от семьи к формальному коллективу, от неограниченной активности к дисциплине.
Второй обусловлен нажимом со стороны родителей и учителей.
Третий - постоянное усложнение учебных программ приводит к увеличению трудности усвоения знаний.
Четвертый связан с присутствием в школе элементов соревнования, ориентации на высокие показатели в учебе. Отсталых учеников осуждают, высмеивают [22].
Каган В.Е. приводит следующие данные о распространенности нарушений адаптации среди школьников: «соотношение мальчиков и девочек, подверженных дезадаптации, колеблются в пределах 4-6:1. Столь значительная разница не сводима только к биологическим или семейным факторам. Гораздо сильнее она связана с полоролевыми особенностями развития и воспитания», о чем речь шла ранее [23,с. 92].
Таким образом, достаточно широкий спектр социальных факторов могут вызывать нарушения процесса адаптации детей младшего школьного возраста. При этом социально-психической дезадаптации в большей степени подвержены мальчики, нежели девочки.
Рекомендуем к прочтению:
Гуманистическая психология
Гуманистическая психология — ряд направлений в современной психологии, которые ориентированы прежде всего на изучение смысловых структур человека. В гуманистической психологии в качестве основных предметов анализа выступают: высшие ценнос ...
Теоретические аспекты изучения лидерства и руководства. Сущность
понятий «лидерство» и «руководство». Сходства и различия
Руководство и лидерство
— это два разных понятия. Руководство концентрирует внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство — на том, чтобы люди делали правильные вещи. На практике, как правило, не наблюдается идеального с ...
Анализ и интерпретация результатов
И так, мы провели методику Кеттела, Социометрия и Методику «Лидер» с военнослужащими войсковой части 18662 – 95 военнослужащих.
На первом этапе мы проводили Социометрию. По результатам Социометрии мы видим, что в нашем подразделении 17 в ...