Эстетические чувстваСтраница 1
Человек создал поистине могучие средства познания природы и самого себя – искусство и науку, вобравшие в себя все формы человеческого познания. Искусство, наука и техника не могут не влиять на мировосприятие людей и на их психологию. Перед человеком открывается ужас мира, и он стремится к эстетическому идеалу. Через соотнесение с нормами, идеалами осуществляется оценивание – определение ценности происходящего.
Основные категории сознания архаичного человека сформированы мифологическими представлениями. В науке сложилось представление о мифах как о структурах, выражающих «необычную» реальность, как о символических системах. К.Г. Юнг* считал, что это первичные формы, организующие психические содержания, схемы, согласно которым образуются мысли и чувства всего человечества – архетипы – функциональные структуры коллективного бессознательного. Результатом актуализации архетипов становятся архетипические идеи, формируется ценностное сознание человечества. Важнейшими понятиями ценностного сознания выступали понятия добра и зла, красоты и уродства. Эта система ориентаций играет важную роль в индивидуальном и общественном сознании. Современные взгляды на устройство Вселенной, и природу человека делают жесткие выводы об ответственности людей за все живое на земле. Искусство приводит к таким же заключениям, но в нем речь идет не о доказательстве, а об эмоциональном показе. Искусство может заставить нас прожить тысячи чужих жизней.
Вопрос о присутствии у человека творческого начала и потребности в самореализации является актуальным с древних времен. Художественное творчество начинается с обострённого внимания к явлениям мира, умения их удержать в памяти и осмыслить. Важным психологическим фактором художественного творчества является память, не «зеркальная», а избирательная. Творческий процесс немыслим без воображения, которое позволяет воспроизводить представления и впечатления. Воображение имеет много разновидностей: философско-лирическое – у Тютчева, фантасмагорическое – у Гофмана, романтическое – у Врубеля, болезненно-гипертрофированное – у Дали, реально-строгое – у Феллини и т.д.
В художественном творчестве подсознательные процессы играют особую роль. Американский психолог Ф. Беррон обследовал группу писателей и пришел к выводу, что у представителей этой профессии эмоциональность и интуиция высоко развиты и преобладают над рассудочностью. 89% испытуемых оказались «интуитивными личностями», тогда как в контрольной группе (люди далекие от художественного творчества), личностей, обладающих развитой интуицией, оказалось 25%. Ф.Шеллинг писал: «…художник непроизвольно и даже вопреки своему внутреннему желанию вовлекается в процесс творчества. Подобно тому, как обреченный человек совершает не то, что он хочет или что намеревается сделать, но выполняет неисповедимо предписанное судьбой, во власти коей он находится, таким же представляется и положение художника… на него действует сила, которая проводит грань между ним и другими людьми, побуждая его к изображению и высказыванию вещей, не открытых до конца его взору и обладающих неисповедимой глубиной». Творческий процесс особенно плодотворен, когда художник находится в состоянии вдохновения – психологическое состояние ясности мысли, интенсивности её работы, богатства и быстроты ассоциаций, проникновения в суть жизненных проблем, могучего «выброса» накопленного опыта и непосредственного включения его в творчество. Вдохновение рождает необыкновенную творческую энергию. В состоянии вдохновения достигается оптимальное сочетание интуитивного и сознательного начал в творческом процессе.
Рекомендуем к прочтению:
Задачи юридической психологии
Задачи, которые призвана решать юридическая психология, опосредованы многообразием и сложностью теоретических и практических проблем, которые входят в сферу деятельности работников юриспруденции. К основным задачам юридической психологии ...
Теоретический анализ проблемы социальной адаптации
умственноотсталых детей дошкольного возраста. Общая
характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических
исследованиях
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие н ...
Музыкотерапия и ее особенности. Влияние музыкотерапии
на человека
О сильнейшем воздействии музыки на организм человека знали еще в древние времена и использовали ее в различных целях. В колыбелях человеческой цивилизации — Китае и Индии, Египте и древней Греции врачи и жрецы, философы и музыканты исполь ...

