Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Когнитивное направление
Страница 1

Когнитивисты понимают человека, прежде всего, как «думающего, понимающего, анализирующего», поскольку всю жизненную информацию надо понять, оценить, использовать с помощью когнитивных процессов. Поэтому большинство когнитивных теорий рассматривают эмоции, в основном, как реакцию, обусловленную познавательными процессами. Американский психолог А. Бек говорил, что «то, как люди думают, определяет, что они чувствуют и как действуют.» [25, с. 77] По мнению когнитивистов, разум должен служить фактором контроля и замещения эмоций. В последние десятилетия стало заметным распространение когнитивных подходов и приемов в психотерапии с цель видоизменения влияния интеллекта и мышления на эмоциональную жизнь и благополучие человека. Патологическое эмоциональное состояние и неадекватное поведение есть результат «неадаптивных» когнитивных процессов, поэтому цель когнитивной терапии заключается в «модификации дисфункциональных убеждений и ошибочных способов переработки информации.» [25, с. 77] Бек вычленил и описал феномен автоматических мыслей, которые обеспечивают непрерывный комментарий, сопровождающий то, что люди делают или испытывают. Автоматические мысли непроизвольны, быстротечны, бессознательны и непосредственно ведут к эмоциональным и поведенческим реакциям. У эмоционально тревожных, лабильных людей сочетание автоматического мышления и неприятных физических или эмоциональных симптомов образуют замкнутый круг, приводящий к серьезным эмоциональным расстройствам. По определению Бека, содержание этих мыслей «обычно не связано с какими-то эзотерическими темами, такими как кастрационная тревога или психосоциальные комплексы, как могла бы предположить классическая психоаналитическая теория, но имеет отношение к крайне важным социальным вопросам, таким как успех или неудача, одобрение или неприятие, уважение или презрение…То, как человек следит за собой и наставляет себя, хвалит себя и критикует, интерпретирует события и делает прогнозы, не только высвечивает нормальное поведение, но и проливает свет на внутренние механизмы эмоциональных расстройств.» [27, c. 327-328]

В рамках когнитивного направления С.Шехтером была разработана когнитивная физиологическая теория эмоций. Он предположил, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и когнитивной оценки ситуации, вызвавшей это возбуждение. По Шехтеру, одно и то же физиологическое возбуждение может переживаться и как радость, и как гнев, и как любая другая эмоция, в зависимости от трактовки ситуации. [10, с. 32] По представлениям Шехтера, на возникновение эмоция вместе с воспринимаемыми стимулами и возникающими из-за них физиологическими реакциями в организме, также влияют прошлый опыт человека и оценка им сложившейся ситуации, с учетом имеющихся в данный момент потребностей и интересов. В экспериментах Шехтера было также показано, что интенсивность и характер эмоциональных переживаний человека значительно зависит от того, как сопереживают ему другие находящиеся рядом люди. Причем этот эффект зависит от того, как сопереживающий относится к тому человеку, которому сопереживает. [11, c. 52]

Наиболее разработанной теорией эмоций в когнитивном направлении является познавательная теория эмоций М.Арнольда – Р.Лазауруса. Согласно этой теории, эмоция возникает в результате воздействия определенной последовательности событий, описываемых в терминах восприятия и оценок. При этом восприятие трактуется как понимание, независимо от того, как воспринятый объект действует на воспринимающего. Таким образом, эмоция не является оценкой, но может быть ее составляющей. «Интуитивная оценка ситуации порождает тенденцию к действию, которая переживается как эмоция и выражается различными соматическими изменениями и которая может вызвать экспрессивные или поведенческие реакции.» [10, c. 31]

Очень популярной является и на сегодняшний день теория когнитивного диссонанса Л.Фестингера. Основные понятия этой теории: диссонанс – отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в ситуации, когда человек располагает психологически противоречивой информацией об объекте; консонанс – позитивное эмоциональное состояние, возникающее, когда ожидания человека подтверждаются. Чтобы избавиться от состояния когнитивного диссонанса, человек может занизить уровень ожиданий, попытаться получить новую информацию, которая бы отвечала прежним ожиданиям, либо изменить содержание ожидания.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Характеристика отношения педагога к учащимся с разными социометрическими статусами
Педагогическое отношение - это, с одной стороны, отношение ролевое "учитель-ученик", отношение педагога к воспитаннику как к человеку (субъект- объектное отношение), у которого надо сформировать определённые качества; с другой - ...

Проблемы вступления в повторный брак
В России, по мнению А. Синельникова, основная причина «вторичного безбрачия» в том, что очень мало повторных браков. Женщин вступает в повторный брак менее одной трети, мужчин – меньше половины. Исследования показывают, что вторично вступ ...

Описание и анализ результатов
Нашу выборку составили 34 разведенные женщины не вступивших в повторный брак (группа 1) и 47 разведенных женщин вступивших в повторный брак (группа 2). Результаты исследования уровня самооценки. Таблица 1. Количественные показатели уров ...