Проблема возраста человека на основе классификации. Классификация возрастных проблемСтраница 1
В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития:
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
В отечественной науке существует два представления о возрасте: физический возраст и психологический возраст. Переходы из одного возраста в другой сопровождаются изменением физических данных и психологических характеристик ребенка, их называют кризисами возрастного развития. Кризис говорит о том, что и в организме и в психологии ребенка происходят изменения, что в развитии возникают некоторые проблемы, которые ребенок не может самостоятельно разрешить. Преодоление кризиса означает переход на более высокую ступень развития, в следующий психологический возраст (Р.С. Немов).
Проблемы: специфические сочетания психологии и поведения, обозначенные понятием ”возраст”.
Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека.
Влияние обучения и воспитания на развитие детей.
Соотношение задатков и способностей.
Сравнительное влияние эволюционных, революционных, ситуационных изменений в психике и поведении ребенка.
Соотношение интеллектуальных и личностных изменений в общем психологическом развитии ребенка.
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое - изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе - вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
В культурно-исторической теории (Л.С. Выготский) возраст определяется отношением социальной ситуации развития и новообразованиями (структурой личности, сознания), а в теории деятельности - отношением места человека в системе общественных отношений и ведущей деятельностью.
В 1971г. в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" Д.Б. Эльконин обобщает представления о движущих силах детского развития, опираясь на теорию деятельности. Условием развития является система "ребенок-общество", в которой Д.Б. Эльконин выделяет две подсистемы: "ребенок - общественный взрослый" и "ребенок - общественный предмет". Возраст впервые представлен последовательно в логике деятельностного подхода. Изучая проблемы возрастной периодизации развития, современная отечественная психология опирается на несколько основных принципов:
Принцип историзма, позволяющий последовательно анализировать проблемы детского развития, возникавшие в разные исторические периоды времени.
Биогенетический принцип, позволяющий системно изучить важнейшие проблемы детского развития с учетом взаимосвязей движущих сил и факторов психического развития в каждом возрастном периоде.
Принцип анализа развития основных аспектов человеческой жизни-эмоционально-волевой сферы, интеллекта и поведения.
Проблема динамики возраста непосредственно вытекает из только что намеченной проблемы структуры возраста. Как мы видели, структура возраста не представляет собой статичной, неизменной, неподвижной картины. В каждом данном возрасте прежде сложившаяся структура переходит в новую структуру. Новая структура возникает и складывается в ходе возрастного развития.
Д.Б. Эльконин говорит, что основным механизмом смены возрастных периодов развития является ведущая деятельность. Основные положения периодизации развития Д.Б. Эльконина таковы: процесс детского развития делится на три этапа:
Дошкольное детство (от рождения до 6-7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 10-11 лет, с первого по четвертый класс школы);
Средний и старший школьный возраст (от 11 до 16-17 лет, с пятого по одиннадцатый класс школы).
Весь период детства по возрастной физической классификации делится на семь периодов:
Младенчество (от рождения до одного года жизни);
Раннее детство (от 1 года до 3-х лет);
Младший и средний дошкольный возраст (от 3 до 5 лет);
Старший дошкольный возраст (от 5 до 7 лет);
Младший школьный возраст (от 7 до 11 лет);
Подростковый возраст (от 11 до 13-14 лет);
Ранний юношеский возраст (от 13-14 до 16-17 лет).
Каждый этап состоит из двух периодов: межличностное общение как ведущий вид активности, направленный на развитие личности ребенка; предметная деятельность, связанная с интеллектуальным развитием и реализацией операционально-технических возможностей ребенка. Переход от одного этапа развития к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционально-техническими возможностями ребенка. Причина первых кризисов - возникновение противоречий между новыми потребностями ребенка и прежними условиями их удовлетворения, которые его не устраивают.
Рекомендуем к прочтению:
Выводы
1)
При использовании шкалы самооценки депрессии, самые высокие показатели были диагностированы у группы респондентов, страдающих наркотической зависимостью. Самые низкие значения были выявлены у респондентов контрольной группы.
2)
По ш ...
Основные выводы по результатам эмпирического исследования
Полученные в ходе эмпирического исследования результаты позволяют сделать следующие выводы.
1.Представления об идеальном партнере у юношей и девушек практически совпадают между собой. Совпадение достигает 70 и более процентов, что указыв ...
Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам:
1) успешность выполнения работы;
2) установление хороших отношений с коллегами;
3) получение самоудовлетворения от работы.
Инструкци ...