Роль идеалов и антиидеалов в процессе общения старшеклассников
Другим важным компонентом самосознания являются идеалы человека. Идеал– это образ, который служит для человека образцом. Идеал представляет собой то, к чему человек стремится, каким бы он желал быть на самом деле [6, стр.637]. Особенностью идеала является то, что человек никогда не может его достигнуть. Потому что при достижении идеала он просто исчезает и на его месте должен появиться другой образец для подражания.
Наряду с идеалами, у человека есть и антиидеалы. Антиидеал
- это такой образец, на который не хочет походить человек. Идеал и антиидеал задают пространство саморазвития человека, а так же оценочное пространство для выработки отношения к людям.
Идеалы и антиидеалы формируются под влиянием социальной среды. Механизм их формирования зависит от стадии (уровня) развития человека. Так, например, для младшего подростка в качестве идеала, чаще всего, выступает конкретный человек (учитель, герой кинофильма). Старшие подростки обладают идеалами, которые формируются как синтез качеств, которые характерны для разных людей. В процессе общения старшеклассники моделируют не только идеалы своего собственного развития, но и идеальные - антиидеальные представления о том, с кем бы им хотелось общаться, взаимодействовать, учиться, а с кем бы не хотелось. Вот эти идеалы и антиидеалы как раз и регулируют поиск партнёров по общению и процесс взаимодействия с другими людьми. Они могут касаться как партнёров одного пола, так и противоположного.
Кон И.С. пишет, что для юношей и девушек характерна такая ситуация, когда у них отсутствуют чёткие идеалы, но зато хорошо представлены антиидеалы [4].В этом случае поведение и развитие идёт от противного, то есть молодой человек точно знает, что ему не нужно, но не представляет, чего же он хочет.
В ходе теоретического анализа, проведенного выше, мы определили основные понятия, изучению которых посвящена эмпирическая часть работы. Обратимся к обсуждению методики исследования и полученных результатов.
Рекомендуем к прочтению:
Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение
человека в стрессовой ситуации. Проблема изучения
акцентуаций характера в психологической науке
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием чер ...
Теоретические основы изучения мотивации достижения и самооценки личности. Мотивация достижения и самооценка как предмет исследования. Понятия мотивации достижения успеха
и избегания неудач
Жизнь человека невозможно понять, если не принимать во внимание наивысшие стремления, ценности, мечты, которым он придает особый, положительный жизненный смысл. С. Л. Рубинштейн считал, что специфическая особенность человеческой деятельно ...
Выводы.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога можно сделать следующие выводы.
1. Были выявлены профессионально важные качества психолога ...