Выводы.
На основании результатов теоретического и эмпирического исследования критериев оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога можно сделать следующие выводы.
1. Были выявлены профессионально важные качества психолога, которые набрали наибольшее количество баллов во всех группах, наличие и степень развития которых позволяют оценивать уровень продуктивности профессиональной деятельности психолога. Они были проранжированы в порядке убывания:
умение активно слушать
умение понятно говорить
профессионализм
понимать последствия своего влияния
здравый смысл
самообразование
личная ответственность
уверенность в себе
заинтересованность в общении
тактичность
внимательность
понимание себя
саморегуляция
увлеченность профессией
интеллектуальность
эмоциональная устойчивость
самоуважение
доброжелательность
не давать нравственных оценок
владение теорией
стрессоустойчивость
практика с супервизором
эмпатийность
рефлексия
внимание к деталям
позитивный настрой
Отсюда видно, что ведущими критериями оценки
уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога являются умение активно слушать и понятно говорить.
2. Гипотеза о том, что представления студентов первого курса, пятого курса факультета психологии вечернего отделения МГОПУ им. М.А. Шолохова и продуктивно работающих психологов (независимых экспертов) будут отличаться в виду различного профессионального важного психологического опыта, подтвердилась. Однако по некоторым пунктам взгляды на качества, определяющие успешность коммуникативной деятельности психолога, совпадали. Все три группы респондентов показали одинаковый результаты по пунктам:
важным критерием оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога является умение слушать
нежелательным для психолога-консультанта является наличие склонности к доминированию
3. По большинству предложенных качеств мнения
всех испытуемых совпадали, однако, по отдельным качествам выявились различия у представителей разных групп. По данным сравнениям четко прослеживаются те качества, которые вызвали особые разногласия, это:
внимание к деталям
склонность к доминированию
позитивный настрой
творческие способности
артистичность
креативность
Можно предположить, что именно эти качества остались спорными по итогам нашего исследования, т.е. их нельзя отнести к критериям оценки уровня продуктивности коммуникативной деятельности психолога, несмотря на то, что качество - склонность к доминированию, получило наибольшее количество баллов в графе: психолог не должен обладать данным качеством (13 выборов). Поскольку в графе: психолог должен иметь данное качество в значительной степени, сделано 15 выборов.
Рекомендуем к прочтению:
Понятие конфликта и его виды
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположных интересов, взглядов, стремлений; серьезное разногласие; спор, грозящий осложнениями.
При огромном разнообразии конфликтов — от детских ссор до мировых войн — их ...
Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. Результаты конс
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №28 г. Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.
Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего ...
Приложения
Приложение №1
СТОРОНЫ ОБЩЕНИЯ
Рисунок 1
Приложение № 2
СЛАГАЕМЫЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Приложение № 3
Смена "коммуникативных ролей"
Приложение № 4
МЕТОДИКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ ...