Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы
подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условияхСтраница 4
Но к сожалению, формирование у профконсультантов ценностно-нравственной основы, способствование их личностному росту и интеллигентности трудно оформить на уровне директивных документов и различных «образовательных стандартов»: как показывает опыт, воспитание, заключенное в официальные рамки неизбежно начинает бюрократизироваться и быстро доводится до абсурда. Однако, на уровне директивных документов и образовательных «госстандартов» можно было бы обозначить саму проблему и основные направления формирования ценностно-смысловой основы в ходе подготовки и переподготовки подготовки профконсультантов, но ни в коем случае не указывать, как именно эта подготовка должна проводиться. Включение в учебный процесс данных проблем – это дело конкретного преподавателя, которому неизбежно придется учитывать не только особенности каждой конкретной аудитории, но и особенности конкретной социально-экономической, политической и духовной ситуации в стране. Главное при этом – не делать вид, будто в обществе не происходит ничего безнравственного. Еще великий Данте говорил: «Самые раскаленные места в аду предназначены для тех, кто во времена великих моральных испытаний хранил нейтралитет»…
Особенно недопустимо равнодушие к социальным проблемам, которыми буквально пронизана жизнь современной России со стороны специалистов-человековедов. Педагоги, психологи, профконсультанты уже по роду своей профессии должны стремиться к пониманию и переживанию общественного неблагополучия, иначе они – не педагоги, не психологи, не профконсультанты. Даже если они и обладают определенными профессиональными знаниями и умениями, но им еще далеко до высшего, личностного уровня развития профессионализма, и тогда таких специалистов можно было бы назвать «псевдо-специалистами».
Спецификой профконсультационной помощи является также решение конкретных жизненных проблем, связанных с выбором профессии и учебного заведения, с поиском места работы, а главное – с поиском личностного смысла во всех этих выборах. Для профконсультанта (особенно работающего в Центре занятости, в частности в отделе психологической помощи незанятому населению) ситуация часто осложняется тем, что безработный клиент не очень-то склонен рассуждать о нравственности и личностном самоопределении: часто он видит свою главную задачу в том, чтобы поскорее «трудоустроиться» и «хоть как-то определиться в этой жизни»… и тогда вроде бы получается, что наиболее важные, ценностно-смысловые проблемы самоопределения уходят на второй план. Но в том-то и заключается творчество профконсультанта, чтобы с одной стороны, действительно, помочь безработному клиенту в выборе профессии и варианта трудоустройства, а с другой стороны, все-таки вывести клиента на обсуждение и осмысление проблемы смысла своих выборов. В определенном смысле. Работа профконсультанта – это этическая импровизация, поскольку настоящие нравственные проблемы, в отличие от моральных проблем, решение которых подсказывают уже выработанные обществом нормы поведения, требуют самостоятельного ответа на сложные вопросы жизненного, личностного и профессионального самоопределения.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...
Невербальное общение в педагогическом
взаимодействии
Содержанием труда учителя является содействие психическому развитию ученика, а главным инструментом выступает его психическое взаимодействие с ребенком, педагогическое общение.
Общение, согласно А.А. Леонтьеву, составляет необходимое и с ...
Особенности проявления эмпатии у студентов. Особенности эмпатии у студентов
Наличие у человека потребности в общении делает общение и связанное с ним отношение к людям одной из ведущих ценностей человека. При этом, чем ниже уровень группы в социальной иерархии, тем больше присутствие ценностей духовных взаимоотно ...