Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях
Страница 1

Материалы » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта » Проблема профессионально важных качеств профконсультанта. Проблемы подготовки и переподготовки психологов-профконсультантов в современных условиях

Психологи-профконсультанты в условиях затянувшихся социально-экономических преобразований, происходящих в современной России, выполняют важнейшую миссию. Эта миссия заключается не только в том, что они участвуют в решении проблемы безработицы, но и в том, что они пытаются помочь своим клиентам найти свое место, самоопределиться в конкретном социо-культурном «пространстве», в «пространстве» недосамоопределившегося российского общества. Таки образом, сама подготовка и переподготовка специалистов-профконсультантов должна быть ориентирована не только на решение острых социально-экономических проблем, но и проблем социо-культурных, и в немалой степени проблем этических, поскольку каждый не самоопределившийся, не нашедший себя в реальном обществе человек (выпускник школы, безработный) – это настоящая трагедия.

Сейчас времени среди специалистов, так или иначе связанных с подготовкой и переподготовкой кадров утвердилось мнение, что именно личностная составляющая профессиональной деятельности является наиважнейшей. Еще в 1913 г. известный отечественный ученый С.М. Богословский определял профессию как «деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию», но при этом специально подчеркивал, что названная профессиональная деятельность еще должна «признаваться за профессию личным самосознанием данного лица».

Современный исследователь А.К. Маркова, рассуждая о «модели специалиста», выделяет «модель деятельности специалиста» и «модель личности специалиста». Но при этом сама «модель личности специалиста» определяется часто как «совокупность его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника». Хотя известно, что личность – это не просто «совокупность» или набор качеств, это принципиально новое, качественно-своеобразное психологическое состояние.

Э.Ф. Зеер, рассуждая о профессиональном становлении личности, говорит об этом как о «процессе прогрессивного изменения личности под влиянием социальных воздействий, профессиональной деятельности и собственной активности, направленной на самосовершенствование и самоосуществление» и подчеркивает, что «становление обязательно предполагает потребность в развитии, возможность и реальность ее удовлетворения». Такое понимание формирования личностной составляющей деятельности специалиста, на наш взгляд, схватывает некоторые сущностные моменты («самосовершенствование», «самоосуществление», «собственная активность» и «потребность в развитии»), но остается неясным сам механизм такого формирования. При этом сам Э.Ф. Зеер пишет, что на сегодняшний день «понятие профессиональное становление личности в психологии еще не закрепилось».

Таким образом, можно более четко обозначить проблему формирования «личностного ядра специалиста». Во-первых, следует еще разобраться, что понимается под личностной составляющей профессиональной деятельности, чем вообще характеризуется «личностное ядро специалиста». Во-вторых, следует уточнить особенности «личностного ядра» работников социономических профессий, представляющих гуманитарные направления (типа педагога и психолога) и уже на этой основе определить специфику личностной составляющей психологов-профконсультантов. В-третьих, хотя бы ориентировочно наметить варианты формирования «личностного ядра специалиста-профконсультанта», уже исходя из специфики его работы. В настоящей статье будет предпринята попытка обобщить опыт работы с профконсультантами на базе Российского учебного центра при Министерстве труда и социальных вопросов РФ, с учетом особенностей начинающих профконсультантов и профконсультантов, проходящих переподготовку, т.е. уже имеющих определенный опыт практической работы.

Как уже отмечалось, личность не сводится к набору определенных черт, качеств и, тем более, к набору способностей, поскольку в этом случае теряется главная особенность личности – ее целостность. Естественно, различные характеристики человека во многом определяют личность. Но при этом возникает сложнейшая проблема – выделение главной, системообразующей черты или качества подлинной личности. Из всего разнообразия философско-психологических представлений о сущности личности нам наиболее близки следующие взгляды, которые и будут положены в основу дальнейших рассуждений.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Классификация психических изменений в старости и типов психологического старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы: 1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться сам ...

Типы приспособления личности к старости
Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б. Бромлей. Она выделяет пять типов приспособления личности к старости: 1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором ...

Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия. О ...