Естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Естественнонаучный подход
В основе классического естествознания и связанной с ним рационалистической гносеологии заложено необходимое различение субъекта и объекта познания. Отношение познающего к познаваемому мыслится как субъект-объектная оппозиция, в пределах которой субъект активен и деятелен. Он задаёт начальные условия и устанавливает принципы исследования, при этом, личностно не вовлекаясь в него, как бы нивелируя свою «субъективность» и оставаясь по возможности беспристрастным. В то же время объект предстаёт здесь пассивным и лишь подлежит изучению, формированию или преобразованию, не оказывая на субъекта и на весь процесс познания в целом сколько-нибудь существенного влияния. Такое соотношение является идеальной конструкцией, едва ли воплотимой в действительности, но вместе с тем определяющей первичную исследовательскую установку, характерную для естественнонаучных дисциплин. Психологи, тяготеющие к полюсу естественнонаучной парадигмы, стремятся внедрить в психологию «объективные» методы исследования, сделав её, таким образом, строгой наукой.
С естественнонаучным походом в психологии связана каузальная перспектива, предполагающая поиск внешних по отношению к бытию конкретного субъекта первопричин и факторов, обуславливающих его поведение и развитие. Таким образом, восстанавливается связь психологии с естественными науками о физическом и биологическом мире и обеспечивается интеграция данных психологических исследований в единую объективно-научную систему антропологических знаний.
Рекомендуем к прочтению:
Первая помощь при остром стрессе
Если мы неожиданно оказываемся в стрессовой ситуации (нас кто-то разозлил, обругал начальник или кто-то из домашних заставил понервничать) - у нас начинается острый стресс. Для начала нужно собрать в кулак всю свою волю и скомандовать себ ...
Эмпирическое исследование самоотношения разведенных женщин,
возникающих у них проблем вступления в повторный брак и стратегий совладающего
поведения. Программа исследования
Цель исследования: изучение отношения к себе разведенных женщин в контексте проблемы вступления в повторный брак.
Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач:
1. определение самоотношения разведенных женщин;
2. из ...
Структура невербального общения. Специфика
невербальной коммуникации
Проблема культуры речевого поведения лежит в сфере, охватывающей ответы на следующие четыре вопроса:
1. Для чего мы говорим?
2. Что мы хотим сказать?
3. Какими средствами мы это делаем?
4. Какова реакция на нашу речь?
Ответ на первый ...