Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Естественнонаучный подход

Материалы » Психология как система научных знаниях » Естественнонаучные и гуманитарные подходы в психологии. Естественнонаучный подход

В основе классического естествознания и связанной с ним рационалистической гносеологии заложено необходимое различение субъекта и объекта познания. Отношение познающего к познаваемому мыслится как субъект-объектная оппозиция, в пределах которой субъект активен и деятелен. Он задаёт начальные условия и устанавливает принципы исследования, при этом, личностно не вовлекаясь в него, как бы нивелируя свою «субъективность» и оставаясь по возможности беспристрастным. В то же время объект предстаёт здесь пассивным и лишь подлежит изучению, формированию или преобразованию, не оказывая на субъекта и на весь процесс познания в целом сколько-нибудь существенного влияния. Такое соотношение является идеальной конструкцией, едва ли воплотимой в действительности, но вместе с тем определяющей первичную исследовательскую установку, характерную для естественнонаучных дисциплин. Психологи, тяготеющие к полюсу естественнонаучной парадигмы, стремятся внедрить в психологию «объективные» методы исследования, сделав её, таким образом, строгой наукой.

С естественнонаучным походом в психологии связана каузальная перспектива, предполагающая поиск внешних по отношению к бытию конкретного субъекта первопричин и факторов, обуславливающих его поведение и развитие. Таким образом, восстанавливается связь психологии с естественными науками о физическом и биологическом мире и обеспечивается интеграция данных психологических исследований в единую объективно-научную систему антропологических знаний.

Рекомендуем к прочтению:

Феномен ответственности с позиции психологической науки
С позиции психологической науки ответственность рассматривается как отдельная психологическая категория, а точнее - категория, основой которой является личностная черта, или в качестве разных категорий -чувства ответственности, свойства л ...

Профессиональная ответственность в контексте психологии отношений
В расширенной философско-психологической трактовке понятие ответственности характеризует отношение личности к обществу, в котором реализуются предъявляемые к ней требования в той мере, в какой это соответствует ее долгу. Если долг личност ...

Семейный опыт
«Утёнок умеет летать, а я — нет. У него есть крылья, а у меня — нет. У него длинный нос, а у меня — короткий. Утёнок умеет плавать, и я тоже умею плавать. Утёнок хороший и добрый. Как он выглядит? Я уже сказала, что у него длинный нос. Он ...