Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проблема научной парадигмы в психологии

Материалы » Психология как система научных знаниях » Проблема научной парадигмы в психологии

Парадигма – это общепризнанный эталон, образец научного исследования, включающий теорию, метод, примеры его конкретного применения, указание на характер выявляемых закономерностей и т.д. Парадигма обеспечивает интегрированность научного знания, «метатеоретическое единство», которое базируется на онтологических и гносеологических установках, распространённых в определённых сообществах учёных.

В психологии, на современном этапе её развития, отсутствует единая научная парадигма – главенствующая система теоретических постулатов, принципов и предписаний, определяющая науку в целом и обеспечивающая единство в толковании теорий, организации эмпирических исследований и интерпретации научных данных. Более того, влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, а полемика между их сторонниками оборачивается резким размежеванием и открытым противостоянием. Таковы, например, расхождения между психоанализом З.Фрейда и аналитической психологией К.Г.Юнга, между учениями бихевиоризма и гуманистической психологией и т.д. Не достигнуто согласие и по ключевому вопросу, что первоочередно должна исследовать психология, каков её предмет.

Данное неустойчивое положение, обусловлено неискоренимой концептуальной разноголосицей, имеет две альтернативные трактовки. Сторонники первой склоняются к мнению, что психология вообще лишена парадигмального основания, поскольку является наукой описательной, нарративной (от лат. naratio – рассказ, повествование). Она сочетает в своём составе самые разнообразные способы описания и концептуализации психической действительности, которые неизбежно множатся по мере исторического развития психологических дисциплин и варьируются в широком диапазоне в зависимости от культурных традиций конкретных профессиональных сообществ психологов. Согласно второй точке зрения, психология изначально дуалистична, поскольку одновременно тяготеет к двум, противоположным по сути и методологии, исследовательским подходам: естественно-научному и гуманитарному. Её научная парадигма представляется расколотой, распадающейся на эти два полярных компонента. То же самое утверждение можно переформулировать и в более позитивном ключе: в психологической науке автономно сосуществуют естественнонаучная и гуманитарная парадигмы.

Рекомендуем к прочтению:

Теоретический анализ проблемы социальной адаптации умственноотсталых детей дошкольного возраста. Общая характеристика феномена социальной адаптации в психолого-педагогических исследованиях
Рассматривая психологические аспекты деятельности человека, нельзя не обратить внимание на то, что она никогда не осуществляется изолированно от внешней среды. Объекты и явления внешней среды постоянно оказывают определённое воздействие н ...

Психологические аспекты принятия управленческих решений
Принятие решений справедливо признается центральным звеном многогранной деятельности руководителя. Функция «принятия решений» задана его социальным статусом, предписывающим использовать объективные возможности и субъективные качества, как ...

Психолого-педагогические особенности процесса формирования потребностей в самоутверждении сельского школьника. Особенности развития потребностей в самоутверждении у сельского школьника в младшем шк
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...