Проблема научной парадигмы в психологии
Парадигма – это общепризнанный эталон, образец научного исследования, включающий теорию, метод, примеры его конкретного применения, указание на характер выявляемых закономерностей и т.д. Парадигма обеспечивает интегрированность научного знания, «метатеоретическое единство», которое базируется на онтологических и гносеологических установках, распространённых в определённых сообществах учёных.
В психологии, на современном этапе её развития, отсутствует единая научная парадигма – главенствующая система теоретических постулатов, принципов и предписаний, определяющая науку в целом и обеспечивающая единство в толковании теорий, организации эмпирических исследований и интерпретации научных данных. Более того, влиятельные направления современной психологии нередко основываются на диаметрально противоположных научных принципах, а полемика между их сторонниками оборачивается резким размежеванием и открытым противостоянием. Таковы, например, расхождения между психоанализом З.Фрейда и аналитической психологией К.Г.Юнга, между учениями бихевиоризма и гуманистической психологией и т.д. Не достигнуто согласие и по ключевому вопросу, что первоочередно должна исследовать психология, каков её предмет.
Данное неустойчивое положение, обусловлено неискоренимой концептуальной разноголосицей, имеет две альтернативные трактовки. Сторонники первой склоняются к мнению, что психология вообще лишена парадигмального основания, поскольку является наукой описательной, нарративной (от лат. naratio – рассказ, повествование). Она сочетает в своём составе самые разнообразные способы описания и концептуализации психической действительности, которые неизбежно множатся по мере исторического развития психологических дисциплин и варьируются в широком диапазоне в зависимости от культурных традиций конкретных профессиональных сообществ психологов. Согласно второй точке зрения, психология изначально дуалистична, поскольку одновременно тяготеет к двум, противоположным по сути и методологии, исследовательским подходам: естественно-научному и гуманитарному. Её научная парадигма представляется расколотой, распадающейся на эти два полярных компонента. То же самое утверждение можно переформулировать и в более позитивном ключе: в психологической науке автономно сосуществуют естественнонаучная и гуманитарная парадигмы.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ полученных результатов
В ходе эмпирического исследования нами было продиагностировано 20 детей 6-7 - летнего возраста, имеющих различный уровень развития коммуникативных способностей.
На констатирующем этапе эксперимента были получены результаты, которые предс ...
Мотив достижения как фактор формирования самооценки
и уровня притязаний
В работе Ф. Хоппе, посвященной «успеху и неудаче», понятие уровня притязаний заняло важное место в исследовании мотивации и со временем проникло в обиходный язык. Под этим понятием в исследовании мотивации имеется в виду, во-первых «… соо ...
Эмоции человека и
животного
История сравнительных исследований дала немало примеров того общего, что обнаруживается в психике человека и животных. Тенденция выстраивания фактов, добытых в этих исследованиях, такова, что в них между человеком и животными со временем ...