Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»

Материалы » Толерантность и конфликт » Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»

В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечество существенно может подняться в своем развитии до уровня личности только условиях социального окружения, через взаимодействие с этим окружением и присвоение духовного опыта, который накоплен человечеством».

Окружение большинства людей по жизни - близкие люди (родные, друзья, сотрудники), взаимодействие с которыми может быть в целом оценено либо со знаком «+», либо со знаком «-». Хороший контакт и позитивные отношения с этими людьми улучшают наше самочувствие, повышают авторитет, создают ощущение благополучия. Принося радость и пользу им, положительно влияя на свое ближайшее окружение, человек ожидает ответной привязанности, любви с их стороны. Как приятно, когда кто-то искренне испытывает к вам хорошие, добрые чувства, благодарит за помощь и поддержку. Вот тогда-то и появляется ощущение, что «Я хороший», на которое снова возникает ответное чувство, признание, принятие, т.е. «Ты хороший». Модель «Я хороший - Ты хороший» начинает работать, создавая ощущение благополучия и равновесия с миром. В книге Г. Харриса «Я хороший, Ты хороший» подробно рассмотрены четыре основные модели взаимодействия: Я хороший - Ты хороший, Я хороший- Ты плохой, Я плохой- Ты хороший, Я плохой- Ты плохой.

Все эти модели закладываются еще с момента рождения, даже зарождения человека. Ведь уже от того, желанным или нежеланным является ребенок ля будущих родителе, зависит многое. Если ребенок желанный, то он получает еще в утробе матери сигналы, что он хороший и отвечает это соответствующими реакциями. Такой ребенок впоследствии будет более открыт для взаимодействия и общения, меньше предрасположен к болезням, беспокойству и страху. Нежеланный ребенок, напротив, испытывая влияние негативных материнских эмоций, может исходно сформировать модель «Я плохой - Ты плохой», что будет свидетельствовать о предрасположенности к конфликтности, агрессии.

Важно подчеркнуть, что уверенность в своих силах, успешность человека создают модель «Я хороший - Ты хороший». Это своеобразная модель счастья, к которому мы все так стремимся в жизни. Даная модель, создавая человеку внутреннее равновесие, способствует установлению равновесия с миром.

Толерантность более всего соответствует модели «Я хороший- Ты хороший» , только с одной единственной оговоркой- такая модель осознается как потребность, необходимость относиться прежде всего к другому, показывая, что он хороший. Это скорее модель «Ты хороший- Я хороший», в котором в котором безусловное принятие другого диктуется не желанием что-то за это получить, а собственной позицией и отношением к человеку как к ценности. При этом, следует осознавать, что вырабатывать такое отношение к другому не всегда удается сразу, а иногда кажется просто недостижимым.

В наш стремительный век, когда границы личного окружения неуклонно расширяются, телефон, телеграф, компьютер. Интернет или машина, поезд, самолет оказывают человеку все новые возможности для сближения всего человечества. Сегодня можно, не выходя из дома, участвовать в конференциях, беседовать с друзьями, находящихся в этот момент в другой части света. Парадокс состоит в том, что, будучи созданными для сближения, объединения людей, именно они-то нас разобщают, порождая новые психологические трудности. Сегодня массовое появление компьютера в нашей жизни привело к тому, что дети проводят много времени, общаясь с компьютером, а не со своими родителями. Приходя домой, мы продолжаем часто работать по телефону, вместо того чтобы уделить внимание близким. Вместо теплых писем, мы отсылаем скупые смс-ки и т.д. Преодолевая с помощью самолета или поезда огромные расстояния, мы мчимся вперед, покидая своих самых близких людей, как будто стремимся убежать от них в мир чужих и незнакомых людей. Может стоит еще раз присмотреться к людям, с которыми приходиться иметь дело чаще всего. Такой анализ поможет лишний раз убедиться, что семья, друзья, знакомые - каждый из них играет особую роль в нашей судьбе. Выбирая друзей, общаясь с ними, мы также оказываем влияние на их судьбу, так же, как и они, становимся учителями, т.е. берем на себя ответственность. А. Сент-Экзюпери: «Мы в ответе за тех кого приручили». Важно понять, какова эта роль и что ценного для нас в этом общении, какие цели мы перед собой ставим и что является нашей главной ценностью. Каждое решение, которое мы принимаем в своей жизни, становиться выбором, а, следовательно и отказом от чего-то. Какова будет цена этого отказа? Ставя перед собой цели, человек не должен забывать о ценностях.

Рекомендуем к прочтению:

Проксемика
Важно отметить, что хотя гости на лезгинскую свадьбу и собираются вместе, празднуют они все-таки по отдельности. Дома у родителей невесты, где проходит торжество, в доме и на улице стоит несколько накрытых столов. Мужчины и женщины сидят ...

Проблема возраста человека на основе классификации. Классификация возрастных проблем
В исследовании развития человека обозначим основные проблемы возрастной периодизации психического развития: Проблема органической и средовой обусловленности психического и поведенческого развития человека. Влияние обучения и воспитания ...

Заключение. Заключительная беседа
Цель: определении уровня личной заинтересованности ребенка в проведении подобных диагностических исследований Возрастная валидность : 6-7 лет Материал : вопросы 1. Вам понравились эти занятия? 2. Было ли вам интересно? 3. Что было тр ...