Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования
Страница 1

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском возрасте. Методика и организация исследования

На этапе экспериментального исследования перед нами стояла следующая цель: изучение особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

В соответствии с целью решались следующие задачи:

1. Определение уровня отношения к другому в юношеском возрасте.

2. Выявление особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.

Диагностическая работа осуществлялась в 2008 году на базе ШГПИ. В исследовании принимали участие 17 человек, студентов 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет (факультет КПиП).

Отношение понимается нами как целостно-структурное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.

Для диагностики когнитивного компонента применялась рисуночная методика "Я и мой друг" (В.О. Смирнова, В.Г. Утробина), модифицированной для юношеского возраста.

Эта методика используется для выявления представленности образа другого (сверстника) в сознании человека, для определения степени его значимости и его качественных характеристик (выявление степени децентрации ребенка и его представление о сверстнике, о его состояниях и переживаниях). Рисунок проводится индивидуально с каждым испытуемым. Процедура рисования продолжается в среднем 10-15 минут. Испытуемому предлагается лист бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется 6 основных цветов. Перед началом рисования экспериментатор проводит с испытуемым короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:

1. У тебя есть друг?''

2. А кто для тебя самый лучший и близкий друг?

3. Сегодня мы будем рисовать друга, кого бы ты хотел нарисовать рядом с собой?

Нарисуй, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.

Когда рисунок был закончен, экспериментатор выясняет у испытуемого: "Кто изображен на рисунке?", "Где твой друг на рисунке, а где ты?" В случае необходимости, задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.

При анализе рисунков выявляются и подсчитываются следующие показатели:

1) конкретная персонификация изображения, т.е. кого именно изображает испытуемый в качестве друга и принимает ли задачу вообще;

2) соотношение характера изображения образа себя и друга (в тех рисунках, где в качестве друг изображался сверстник).

При этом учитываются: а) сравнительный размер фигур (кто изображен большим по размеру Я-фигура или фигура сверстника), б) пространственное расположение фигуры Я и сверстника на листе бумаги и относительно друг друга, в) сравнительная прорисованность Я-фигуры и изображения сверстника, г) целостность изображения Я-фигуры и сверстника (особенности презентации отдельных частей тела, наличие дополнительных деталей и декор), д) цветовое оформление Я-фигуры и сверстника;

3) речевые комментарии в процессе рисования и после него.

При количественной обработке данных каждый из выделенных показателей подсчитывается в баллах от 0 до 4 в зависимости от степени проявления. Затем подсчитывается средний балл и выявляется значимость различий по каждому показателю (персонификации друга и представленности образа себя и сверстника в сознании испытуемого).

В рисунке "Я и мой друг" отражается представленность сверстника в сознание ребенка и соотнесении, сравнение его с собой, собой:

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Мотивация и учебная деятельность студентов. Понятие мотивации и влияние неудачи и успеха на деятельность человека
В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному. В одном случае — как совокупность факторов, поддерживающих и направляющих, т.е. определяющих поведение, в другом случае — как совокупность мотивов, в третьем — поб ...

Экспериментальное исследование зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подростка. Программа исследования зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подро
Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средних школ города Москвы. Объем выборки составил 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст в выборке 14 лет. Выборка была разделена на 2 группы по 20 челов ...

Основные методы диагностики мотивации и краткая характеристика наиболее часто применяемых методик[1]
В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, используемым для объяснения движущих сил поведения и деятельности человека. Теоретическая определенность и однозначность взглядов на явления мотивации еще ...