Эмпирическое исследование особенностей отношения к другому в юношеском
возрасте. Методика и организация исследованияСтраница 1
На этапе экспериментального исследования перед нами стояла следующая цель: изучение особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.
В соответствии с целью решались следующие задачи:
1. Определение уровня отношения к другому в юношеском возрасте.
2. Выявление особенностей отношения к другому в юношеском возрасте.
Диагностическая работа осуществлялась в 2008 году на базе ШГПИ. В исследовании принимали участие 17 человек, студентов 2 курса в возрасте от 18 до 22 лет (факультет КПиП).
Отношение понимается нами как целостно-структурное образование, состоящее из когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов.
Для диагностики когнитивного компонента применялась рисуночная методика "Я и мой друг" (В.О. Смирнова, В.Г. Утробина), модифицированной для юношеского возраста.
Эта методика используется для выявления представленности образа другого (сверстника) в сознании человека, для определения степени его значимости и его качественных характеристик (выявление степени децентрации ребенка и его представление о сверстнике, о его состояниях и переживаниях). Рисунок проводится индивидуально с каждым испытуемым. Процедура рисования продолжается в среднем 10-15 минут. Испытуемому предлагается лист бумаги, краски или карандаши на выбор, в которых обязательно имеется 6 основных цветов. Перед началом рисования экспериментатор проводит с испытуемым короткую беседу, задавая ему следующие вопросы:
1. У тебя есть друг?''
2. А кто для тебя самый лучший и близкий друг?
3. Сегодня мы будем рисовать друга, кого бы ты хотел нарисовать рядом с собой?
Нарисуй, пожалуйста, на этом листе себя и своего лучшего друга.
Когда рисунок был закончен, экспериментатор выясняет у испытуемого: "Кто изображен на рисунке?", "Где твой друг на рисунке, а где ты?" В случае необходимости, задаются и другие вопросы, уточняющие детали, изображенные на рисунке.
При анализе рисунков выявляются и подсчитываются следующие показатели:
1) конкретная персонификация изображения, т.е. кого именно изображает испытуемый в качестве друга и принимает ли задачу вообще;
2) соотношение характера изображения образа себя и друга (в тех рисунках, где в качестве друг изображался сверстник).
При этом учитываются: а) сравнительный размер фигур (кто изображен большим по размеру Я-фигура или фигура сверстника), б) пространственное расположение фигуры Я и сверстника на листе бумаги и относительно друг друга, в) сравнительная прорисованность Я-фигуры и изображения сверстника, г) целостность изображения Я-фигуры и сверстника (особенности презентации отдельных частей тела, наличие дополнительных деталей и декор), д) цветовое оформление Я-фигуры и сверстника;
3) речевые комментарии в процессе рисования и после него.
При количественной обработке данных каждый из выделенных показателей подсчитывается в баллах от 0 до 4 в зависимости от степени проявления. Затем подсчитывается средний балл и выявляется значимость различий по каждому показателю (персонификации друга и представленности образа себя и сверстника в сознании испытуемого).
В рисунке "Я и мой друг" отражается представленность сверстника в сознание ребенка и соотнесении, сравнение его с собой, собой:
Рекомендуем к прочтению:
Учебная мотивация как необходимое условие успешного обучения
Мотивация занимает ведущее место в структуре личности и является одним из основных понятий, которое используется для объяснения движущих сил поведения, деятельности. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру и силе) тех ил ...
Практические рекомендации по преодолению тревожности и эмоционального
стресса
Факторами, уменьшающими стрессогенность среды и ее отрицательное влияние на организм, являются предсказуемость внешних событий, возможность заранее подготовиться к ним, а также возможность контроля над событиями, что существенно снижает с ...
Выводы по уровням развития.
10 баллов –
хорошая развитая по объему кратковременная память.
8 баллов –
среднеразвитая по объёму кратковременная память.
4 балла –
не вполне достаточная по объёму уровень кратковременной памяти.
2 балла –
низкий уровень кратковре ...