Средства общения и способы коммуникативного воздействияСтраница 3
Другой эффект – "эффект последовательности", который проявляется в том, что на формирование образа человека и впечатления о нем в случае противоречивой информации наибольшее влияние оказывают сведения, которые поступили в первую очередь. Если это касается знакомого человека, то наоборот – самые последние.
"Эффект стереотипизации" проявляется в оценке воспринимаемого человека посредством распространения на него качеств, присущих определенной социальной группе. У каждого из нас есть определенные социальные стереотипы – стереотип учителя, военного, преступника и т.п. Сталкиваясь с представителем определенной группы, мы заранее наделяем его определенными качествами, типичными для людей, принадлежащих к данной группе. И зачастую бывает очень тяжело избавиться от этого.
Эффекты социального восприятия тесно связаны с социальной установкой, приводят к ее возникновению. Сама социальная установка может быть определена как внутренняя готовность человека к восприятию другого человека. Особенно значительна роль установки при формировании первого впечатления о незнакомом человеке. Хорошо известны эксперименты А.А.Бодалева, в которых выявлялась роль установки в этом случае.
В одном из экспериментов двум группам людей была показана фотография одного и того же человека. Но предварительно первой группе было сообщено, что человек на предъявленной фотографии является закоренелым преступником, а второй группе о том же человеке было сказано, что он герой. После этого каждой группе было предложено написать словесный портрет сфотографированного человека. В первом случае были получены соответствующие характеристики: глубоко посаженные глаза свидетельствовали о затаенной злобе, выдающийся подбородок - о решимости "идти до конца" в преступлении и т.д. Соответственно во второй группе те же "глубоко посаженные глаза" говорили о глубине мысли, а выдающийся подбородок - о силе воли в преодолении трудностей. В этой связи необходимо отметить, что сотрудникам органов внутренних дел очень важно учитывать особенности межличностного восприятия в своей деятельности, стремиться сводить на нет негативное влияние эффектов социального восприятия, избегать создания у себя и у лиц, причастных к расследуемым событиям социальных установок. Так, например, при подготовке к опознанию опознающего, следователю следует избегать таких формулировок, как: "Сейчас Вы должны опознать преступника, который Вас ограбил" и подобных этому. Такие формулировки приводят к возникновению установки на восприятие преступника, а если образ опознаваемого не вяжется со стереотипом "преступника", то это может исказить результаты опознания. В этих случаях следует использовать нейтральные формулировки типа – "Сейчас Вы должны опознать среди предъявленных лиц человека, который отнял у Вас бумажник с деньгами". Это снижает возможность негативного влияния установки.
Рекомендуем к прочтению:
Организация как социальная группа
Понимание организации как средней социальной группы позволяет выявить социально-психологическую специфику данного типа групп. Организации, объединяющие работников в одну структуру, играют важную роль в экономической, политической, идеолог ...
Классный час «Будьте добрыми, человечными»
Форма:
беседа.
Цель:
повышение уровня умений обучающихся вести себя в соответствии с нравственными нормами, правилами поведения, правилами этикета;
Задачи:
Воспитательные - продолжить воспитание чувства собственного достоинства, вним ...
Результаты экспериментальной работы, полученных в ходе исследования уровня развития
наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития. Результаты конс
Экспериментальная часть исследования была проведена на базе МДОУ №28 г. Алексина Тульской обл. В эксперименте приняло участие 10 испытуемых в возрасте 5 – 6 лет.
Была подобрана диагностическая программа, отвечающая логике и целям нашего ...