Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Понятие и содержание самоотношения
Страница 1

В психологии существуют два противоположных подхода к объяснению самоотношения. В первом его рассматривают как одномерное, во-вторых, как сложноструктурированное психическое образование. Вопрос о строении самоотношения в первом случае не ставится, а его содержание понимается как универсальное для всех субъектов неделимое чувство «за» или «против» своего «Я». Определение самоотношения как одномерного образования не нашло своего эмпирического подтверждения как в современной отечественной, так и в зарубежной психологии. Некоторые исследователи определяют такое самоотношение «концептуально пустым понятием», «концептуальным фантомом». Теоретические основы рассмотрения отношения личности к себе как одномерного психического образования подвергаются критике за то, что они неявно предполагают, что сложностью и многомерностью обладает лишь сам объект познания – «Я», но не отношение к нему.

Наиболее полно объясняющим строение самоотношения является его понимание как образования, сложность строения которого обусловлена многоплановостью и глубиной жизненных отношений личности. Содержательный анализ структурных компонентов самоотношения позволяет выделить две различные по семантическому содержанию совместно функционирующие подсистемы: «оценочную» и « эмоционально-ценностную» (С.Р. Пантилеев). В случае оценки самоотношение определяется как «самоуважение», «чувство компетентности», «чувство эффективности». В качестве эмоции самоотношение обозначается как «аутосимпатия», «чувство собственного достоинства», «самоценность», «самопринятие». Обе подсистемы находятся в отношении взаимного превращения.

Качественное различие между составляющими самоотношения отмечают и зарубежные, и отечественные психологи. Например, И.И. Чеснокова говорит о самоотношении как состоящем из принципиально различных по своему содержанию непосредственной эмоциональной реакции и ее «инактуальной формы» (П.М. Якобсон), когда живая эмоциональная реакция отсутствует и заменена оценочным суждением; Е.Т. Соколова пишет о социально-компаративной оценке качеств (СК-оценка) и оценке второго вида – удовлетворенностью этими качествами; Н.И. Сарджвеладзе, А.В. Захарова и И.С. Коновальчук – о когнитивном и аффективном компонентах самоотношения; Б.С. Братусь - об его ценностной и операционально-технической структурах; С.Р. Пантилеев - об оценочной и эмоционально-ценностной подсистемах самоотношения. К. Роджерс подразделяет отношение к себе на самооценку (оценку себя как носителя определенных свойств и достоинств) и самопринятие (принятие себя как уникальной индивидуальности, обладающей не только достоинством, но и слабостями и недостатками. Р. Бернс говорит о твердой убежденности в импонировании другим людям, уверенности в способности к тому или иному виду деятельности и о чувстве собственной значимости, L. Wells, G. Marwell - о чувстве собственной компетенции и о чувстве расположенности и симпатии к себе.

Оценочная (оценочное самоотношение) и эмоционально-ценностная (эмоциональное самоотношение) подсистемы отношения к себе принципиально различны по своему содержанию. Смысл «Я» личности как субъекта тех или иных жизненных отношений обнаруживает свое выражение в этих подсистемах в различных «языках» - самооценках и эмоциональных отношениях В основании формирования подсистем самоотношения лежат различные психологические механизмы. Их модальности организуются в единую систему на основании разных принципов. Оценочное и эмоциональное самоотношение по-разному связаны с личностными характеристиками, занимают специфичное место в системе саморегуляции личности. Для сохранения их позитивного тона используются различные по своему содержанию механизмы психологической защиты.

Подсистемам самоотношения присуща своя, относительно независимая друг от друга, логика формирования.

Формирование оценочного самоотношения осуществляется на интерсубъективном уровне оценки в виде операций социального сравнения, или сравнения с выработанными в обществе нормами и эталонами. «Я - хороший» в этом случае идентично «Я лучше, чем другие». Данная подсистема отношения к себе строится на оценке собственной эффективности в достижении поставленных целей, на сравнении собственных достижений с социальными стандартами, успехами и оценками других людей. В конечном итоге она отражает субъект - субъектные отношения превосходства и предпочтения, а также тесно связана с лишенными смыслообра-зующей функции «мотивами-стимулами» (А.Н. Леонтьев), и с такими характеристиками личности как устойчивость к стрессу, уровень принятия социальных норм, высокий самоконтроль, акцентуация характера.

Будучи производным, по крайней мере, из трех источников – самоэффективности, мнения окружающих людей и самооценки достижений личностно значимых целей, оценочное самоотношение открыто для «самонаблюдения», пронизано «социально желательными» характеристиками: успешностью в деятельности, достижением поставленных перед собой целей, статусным положением личности. Последние характеристики обусловливают зависимость оценочного самоотношения от актуального жизненного опыта, его высокую подверженность трансформации, «легкость» поддержания на относительно устойчивом позитивном уровне. Е.Т. Соколова в этой связи пишет, что «можно сохранить высокий уровень самоуважения потерпев неудачу, например, в налаживании деловых контактов, зато взяв реванш, доказав свою высокую профессиональную компетентность. Гораздо труднее продолжать считать себя хорошим, порядочным человеком, предав друга, зато проявив заботу о своих престарелых родителях». Для поддержания оценочных отношений к себе на высоком позитивном уровне личностью чаще всего используются рациональные защитные механизмы, например, дискредитация другого.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Исследование по определению факторов удовлетворенности работой
Цель: определить уровень удовлетворенностью работой среди испытуемых по трем предлагаемым параметрам: 1) успешность выполнения работы; 2) установление хороших отношений с коллегами; 3) получение самоудовлетворения от работы. Инструкци ...

Система управления персоналом организации Муниципального управления здравоохранения центральной районной больницы
Система работы с персоналом - это совокупность принципов и методов управления кадрами рабочих и служащих в организации. Система работы с персоналом организации состоит из шести взаимосвязанных подсистем (9, С.61): 1. Кадровая политика о ...

Определение понятия «общение»
Для определения места компьютерной коммуникации в системе общения требуется прежде всего уточнить содержание понятия «общение». Главная цель естественного языка - установление общения между людьми, которое протекает в обстоятельствах, об ...