Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения
Страница 3

Материалы » Психолого-педагогические особенности преодоления конфликтных ситуаций в педагогическом общении » Проблемные ситуации, провоцируемые учителем и способы их эффективного разрешения

Косвенные замечания включают в себя насмешку, сарказм, поддразнивание, развлекающие замечания. — Никогда прежде мне не приходилось работать с классом обезьян!

— Подождем, ребята, пусть наш клоун закончит выступление!

— Это когда же тебя назначили директором школы?

— Я очень надеюсь, что ты закончишь все-таки школу, станешь учителем, и у тебя будут сотни таких же учеников, как ты сам!

Многие учителя предпочитают косвенные замечания, так как чувствуют, чем чреваты предписывающие и подавляющие. Им кажется, что школьники легче переносят косвенные замечания, потому что они значительно «мягче» (по сравнению с предписывающими и подавляющими), однако скрытую часть «Ты-плохой», замаскировать не удается.

Теперь вы, несомненно, видите, что замечания, применяемые для изменения поведения школьников в том случае, когда проблема принадлежит педагогу, идентичны «Словарю лягушки» [16]. Поэтому можно включить их в этот словарь и в дальнейшем пользоваться этим обозначением, независимо от того, формулируете вы высказывания в зоне проблем школьника или замечания в зоне проблем учителя.

Что же является общим для замечаний из «Словаря лягушки»? Прежде всего, то, что все они содержат скрытое сообщение «Ты - плохой». Оно подразумевается, но легко встраивается в любое замечание:

— Перестань! (Команда)

Раскодирование: Ты — плохой, потому что не понимаешь, что следует остановиться.

— Лучше успокойся, а то . (Угроза)

Раскодирование: Ты - плохой, так как не знаешь, что следует успокоится, и не понимаешь, что будет, если ты этого не сделаешь.

— Следовало бы лучше знать! (Нотация)

Раскодирование: Ты - плохой, потому что не понимаешь, что тебе следовало бы лучше знать.

— Делай, как я сказала! (Предписание)

Раскодирование: Ты - плохой, потому что сам не сможешь руководить собой, тогда делай, как я сказала.

— Ты ведешь себя как ребенок! (Обзывание)

Раскодирование: Ты - плохой, до сих пор не смог повзрослеть и ведешь себя как ребенок.

— Обычно ты такой хороший мальчик (Положительное оценивание). Раскодирование: Ты плохой, не можешь быть все время хорошим мальчиком.

— Я думаю, тебе будет лучше завтра. (Убеждение.)

Раскодирование: Ты плохой, даже не можешь чувствовать себя хорошо, возможно, завтра тебе и повезет.

— Почему ты это сделал? (Выспрашивание).

Раскодирование: Ты - плохой, даже не представляешь, что ты наделал.

Вторая общая характеристика замечаний из «Словаря лягушки» — они

сфокусированы исключительно на школьнике и совершенно ничего не сообщают о педагоге. Если бы учитель сообщил о том, что он чувствует по поводу поведения ученика, какое оно оказывает на педагога воздействие, то замечание относилось бы к «Словарю принца»:

— Меня угнетает шум, который вы производите.

— Мне трудно работать, когда кто-нибудь пересаживается с места на место. Заметьте, что в замечаниях из «Словаря принца» ответственность за происходящее принимается самим учителем.

Давайте еще раз сравним механизм действия замечаний из «Словаря принца» и «Словаря лягушки». Предположим, что вы разговариваете со слабым учеником, и в это время вас прерывает отличник, надежда и опора класса. Вам удалось достигнуть контакта с двоешником, а теперь все рушится. Такое поведение отличника является вашей собственной проблемой. Вы чувствуете раздражение.

Вы кодируете это свое чувство для школьника, используя «Словарь лягушки» (см. схему 1):

Схема 1.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Классификация семейных конфликтов
Таблица 4. № п/п Основание классификации Тип конфликта Основная причина 1 Субъекты конфликта Супружеские конфликты Весь спектр причин семейных конфликтов Конфликт между родителями и детьми Издержки воспи ...

Понятие «конфликта» в педагогическом общении
Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги: «противореч ...

Трансактный анализ
Трансактный анализ — направление психотерапии, paзpабoтaннoe в 50-е годы американским психологом и психиатром Э. Берном [4]. Метод Трансактный анализ: Родитель, Взрослый, Ребенок – по мнению психотерапевта Эрика Берна, они есть в каждом и ...