Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психология переживаний
Страница 4

Хотя переживание, в каком бы виде оно ни представало в различных концепциях, - в виде ли психологической защиты, компенсации или совладения, редко рассматривается как процесс, направляемый осознанной целью, оно считается всеми авторами процессом, в том или ином виде подчиняющимся целевой детерминации. Анализ литературы показывает, что целевые детерминанты, приписываемые процессам переживания, совпадают с основными "внутренними необходимостями" жизнедеятельности, которые были обнаружены нами при обсуждении проблемы критической ситуации:

1. Здесь-и-теперь удовлетворение.

2. Реализация мотива (удовлетворение потребности).

3. Упорядочение внутреннего мира.

4. Самоактуализация.

Итак, в психологической литературе более или менее подробно проанализированы два типа переживаний, глобально оцениваемых как негативные и позитивные, "удачные" и "неудачные". Приняв, хотя и не общепринятое, но наиболее распространенное созначение их соответственно с психологической защитой и совладением, приводим в табл.2 их основные характеристики. [1]

Таблица 2. Характеристики "удачных" и "неудачных" процессов в переживании

Характеристики

Защита

Совладение

Основные цели

Устранение, предотвращение или смягчение неудовольствия

Приспособление к действительности, позволяющее удовлетворять потребности

Характер протекания: произвольность, сознательность

Вынужденные, автоматические, большей частью неосознаваемые и ригидные процессы

Целенаправленные, во многом осознаваемые и гибкие процессы

отношение к внешней и внутренней реальности

Отрицание, искажение, сокрытие от себя реальности, бегство от нее, самообман

Ориентация на признание и принятие реальности, активное исследование реальной ситуации

дифференцированность

Формы поведения, не учитывающие целостной ситуации, действующие "напролом"

Реалистический учет целостной ситуации, умение пожертвовать частным и сиюминутным. Способность разбивать всю проблему на мелкие потенциально разрешимые задачи

отношение к помощи в ходе переживания

Либо отсутствие поиска помощи и отвержение предлагаемой, либо стремление все возложить на помогающего, самоустранившись от решения собственных проблем

Активный поиск и принятие помощи

Результаты, следствия и функции

Иногда невроз. Частное улучшение (например, локальное снижение напряжения, субъективная интеграция поведения, устранение неприятных или болезненных ощущений) ценой ухудшения всей ситуации, регресса, объективной дезинтеграции поведения.

Спасают от потрясения, предоставляя субъекту время для подготовки других, более эффективных способов переживания

Обеспечивают упорядоченное, контролируемое удовлетворение потребностей и импульсов. Удерживают субъекта от регресса, ведут к накоплению индивидуального опыта совладения с жизненными проблемами

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем к прочтению:

Описание психодиагностического инструментария
1 . Наблюдение Цель: изучить особенности развития мышления у дошкольников без использования методик, стимульного материала методом наблюдения в обычной среде в процессе обучения воспитателями группы или произвольной игровой деятельности ...

Социально-проблемная ситуация как метод формирования социальной адаптации умственно-отсталых детей
В развитии аномального ребёнка ведущую роль играет не первичный дефект, а его вторичные социальные последствия. Процессы компенсации, т.е. замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма – не в состоянии полностью ...

Методы и методики исследования
Тест Кэттелла (16PF-опросник) Многофакторный опросник личности опубликован Р.Б. Кэттелом в 1949 г. и с тех пор широко используется в психодиагностической практике. Этот тест универсален, практичен, дает многогранную информацию об индивид ...