Исторический аспект суицидологииСтраница 1
Самоубийство - одна из вечных проблем общества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на земле человек. В ходе исторического развития взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно менялись, как и его моральная оценка. Попытки осмысления этого явления с философских и научных позиций проводились постоянно с древних времен и по настоящее время. Повышенный интерес к многообразным аспектам суицидального поведения со стороны различных специалистов сменялся затем периодами запрета и умалчивания этой проблемы. В основном, это обусловлено противоречивым отношением к сущности самоубийства (понятию "жизни - смерти") со стороны различных философских течений, религиозных постулатов, политических убеждений, а также принятием некоторых законодательных законов.
Термин "суицид" впервые был употреблен в книге сэра Томаса Брауна, написанной в 1635 году и опубликованной в 1642 году. В Оксфордском словаре термин "суицид" впервые появился в 1651 году, однако употреблялся он редко. Чаще использовалось понятие "самоуничтожение", определявшее ситуацию, при которой смерть человека наступала в результате "убийства самого себя", что заведомо вызывало осуждение, а порой и наказание, со стороны церкви и общества. [25]
В русском языке конкретный термин "самоубийство" появился в 1704 году в "Лексиконе треязычном". Однако задолго до этого термина упоминание о факте "убийства самого себя" существовало в Кормчей книге - сборнике правил православной церкви. [26]
Законодательная оценка самоубийства и покушения на самоубийство в России была предпринята в первом нормативном документе "Запись о душегубстве", появившейся в 1456-1462 годах. В ней самоубийство приравнивалось к убийству и влекло за собой существенные ограничения - лишение церковного обряда погребения, захоронение за пределами кладбища и т.д. В первом своде систематизированных законов, получившем название "Уложение царя Алексея Михайловича" (1649), самоубийство вообще не рассматривалось и не подлежало правовой оценки. Ситуация кардинально изменилась во времена правления Петра I. Самоубийство и покушение на него не наказывались только тогда, когда их причиной служил те или иные "смягчающие обстоятельства": голод, физические или психические болезни и др. Во всех остальных случаях попытка самоубийств каралась смертной казнью, а лица, покончившие с собой, лишались традиционных обрядов отпевания и погребения. Аналогичные меры предусматривались и во Врачебном уставе Свода законов Российской империи, в котором до 1857 года сохранялась статья гласившая, что "тело умышленного самоубийцы надлежало палачу в бесчестное место направить и там закопать". [12]
В России упоминание о мерах по предупреждению самоубийств впервые встречается в 1716 году. Так, в Воинском и Морском уставах Петра I содержаться следующие указания: "Ежели кто сам себя убьет, - то подлежит палачу мертвое его тело за ноги повесить; привязав к лошади, волоча по улице, в бесчестное место отволочь и закопать, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить, не отваживались".
На территории России вплоть до 1917 года действовало Уложение в редакции 1885г., предусматривавшее суровые меры наказания, заключающиеся, в частности, в непризнании права "сознательных самоубийц" делать предсмертные распоряжения, отчего их завещания лишались законной силы. При этом, покушавшемуся полагалось тюремное заключение сроком от полугода до года, на него накладывалось церковное покаяние, а погибший лишался церковного отпевания и соответствующего погребения. По статье 1474 Российских законов не подвергались наказанию за самоубийство только лица, лишившие себя жизни 2по великодушному патриотизму, для сохранения государственной тайны", а также женщины, покончившие с жизнью "ради сохранения целомудрия и своей чести". [38]
Несмотря на то, что в последующем варианте Уложения (1903) отношение к самоубийству и покушению на него оставалось неизменным, все же обсуждался вопрос о признании подобных ситуаций ненаказуемым деянием и "смягчения" наказания в отношении лиц, покушавшихся на самоубийство. Более "демократичное" отношение к таким лицам имело место в ряде стран Европы. Так, во Франции (в 1804г.) Наполеон отменил судебное преследование покушавшихся на жизнь. [42]
Рекомендуем к прочтению:
Анализ и интерпретация результатов
И так, мы провели методику Кеттела, Социометрия и Методику «Лидер» с военнослужащими войсковой части 18662 – 95 военнослужащих.
На первом этапе мы проводили Социометрию. По результатам Социометрии мы видим, что в нашем подразделении 17 в ...
Особенности анкетирования и его виды
В отличие от личного интервью анкетирование предполагает, что с вопросами работает – читает и пишет ответы – сам респондент. Анкету он получает специальным образом проинструктированного анкетера, который может попросить заполнить анкету в ...
Толерантность и конфликт в системе «Я и другие»
В процессе своего развития человек, как известно, присваивает общественно значимые ценности, социальные нормы и установки. Каждый, входя в этот мир, сразу же соприкасается с культурой данного общества. Как отмечает В.С. Мухина, «человечес ...