Исторический аспект суицидологииСтраница 1
Самоубийство - одна из вечных проблем общества, поскольку существует как явление практически столько же, сколько существует на земле человек. В ходе исторического развития взгляды на сущность добровольного ухода из жизни существенно менялись, как и его моральная оценка. Попытки осмысления этого явления с философских и научных позиций проводились постоянно с древних времен и по настоящее время. Повышенный интерес к многообразным аспектам суицидального поведения со стороны различных специалистов сменялся затем периодами запрета и умалчивания этой проблемы. В основном, это обусловлено противоречивым отношением к сущности самоубийства (понятию "жизни - смерти") со стороны различных философских течений, религиозных постулатов, политических убеждений, а также принятием некоторых законодательных законов.
Термин "суицид" впервые был употреблен в книге сэра Томаса Брауна, написанной в 1635 году и опубликованной в 1642 году. В Оксфордском словаре термин "суицид" впервые появился в 1651 году, однако употреблялся он редко. Чаще использовалось понятие "самоуничтожение", определявшее ситуацию, при которой смерть человека наступала в результате "убийства самого себя", что заведомо вызывало осуждение, а порой и наказание, со стороны церкви и общества. [25]
В русском языке конкретный термин "самоубийство" появился в 1704 году в "Лексиконе треязычном". Однако задолго до этого термина упоминание о факте "убийства самого себя" существовало в Кормчей книге - сборнике правил православной церкви. [26]
Законодательная оценка самоубийства и покушения на самоубийство в России была предпринята в первом нормативном документе "Запись о душегубстве", появившейся в 1456-1462 годах. В ней самоубийство приравнивалось к убийству и влекло за собой существенные ограничения - лишение церковного обряда погребения, захоронение за пределами кладбища и т.д. В первом своде систематизированных законов, получившем название "Уложение царя Алексея Михайловича" (1649), самоубийство вообще не рассматривалось и не подлежало правовой оценки. Ситуация кардинально изменилась во времена правления Петра I. Самоубийство и покушение на него не наказывались только тогда, когда их причиной служил те или иные "смягчающие обстоятельства": голод, физические или психические болезни и др. Во всех остальных случаях попытка самоубийств каралась смертной казнью, а лица, покончившие с собой, лишались традиционных обрядов отпевания и погребения. Аналогичные меры предусматривались и во Врачебном уставе Свода законов Российской империи, в котором до 1857 года сохранялась статья гласившая, что "тело умышленного самоубийцы надлежало палачу в бесчестное место направить и там закопать". [12]
В России упоминание о мерах по предупреждению самоубийств впервые встречается в 1716 году. Так, в Воинском и Морском уставах Петра I содержаться следующие указания: "Ежели кто сам себя убьет, - то подлежит палачу мертвое его тело за ноги повесить; привязав к лошади, волоча по улице, в бесчестное место отволочь и закопать, дабы, смотря на то, другие такого беззакония над собой чинить, не отваживались".
На территории России вплоть до 1917 года действовало Уложение в редакции 1885г., предусматривавшее суровые меры наказания, заключающиеся, в частности, в непризнании права "сознательных самоубийц" делать предсмертные распоряжения, отчего их завещания лишались законной силы. При этом, покушавшемуся полагалось тюремное заключение сроком от полугода до года, на него накладывалось церковное покаяние, а погибший лишался церковного отпевания и соответствующего погребения. По статье 1474 Российских законов не подвергались наказанию за самоубийство только лица, лишившие себя жизни 2по великодушному патриотизму, для сохранения государственной тайны", а также женщины, покончившие с жизнью "ради сохранения целомудрия и своей чести". [38]
Несмотря на то, что в последующем варианте Уложения (1903) отношение к самоубийству и покушению на него оставалось неизменным, все же обсуждался вопрос о признании подобных ситуаций ненаказуемым деянием и "смягчения" наказания в отношении лиц, покушавшихся на самоубийство. Более "демократичное" отношение к таким лицам имело место в ряде стран Европы. Так, во Франции (в 1804г.) Наполеон отменил судебное преследование покушавшихся на жизнь. [42]
Рекомендуем к прочтению:
Теоретическое исследование влияния акцентуаций характера на поведение
человека в стрессовой ситуации. Проблема изучения
акцентуаций характера в психологической науке
В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослeнием чер ...
Составляющие интеллекта и его роль
Интеллект(от лат. intellectus — понимание, познание) — общие способности к познанию, пониманию и разрешению проблем. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущение, восприятие, память, представление, мышлен ...
Личностно-психологические предпосылки наркотизации. Личностные
особенности наркотизирующегося ребенка
Роль личностных особенностей в возникновении наркомании не вызывает сомнений. Однако до сих пор не выявлены те личностные черты, которые можно было бы назвать общепринятым фактором риска в приобщении к наркотикам. Кроме прочих трудностей ...