Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалист
Страница 4

Материалы » Процесс развития коммуникативной культуры студентов, обучающихся в современном вузе » Коммуникативная культура будущего специалиста и совокупность педагогических условий ее развития. Коммуникативная культура как условие совершенствования профессиональной подготовки будущих специалист

Многими исследователями (Г.Ф. Белоусова, Е.В. Бондаревская, Г.В. Звездунова, Е.А. Попова и др.) подчеркивается синонимичность понятий "культура" и "педагогика" [17, 30, 77, 177]. Сделаем попытку с таких же позиций проследить связь понятий "коммуникация" и "культура". Коммуникативная культура - это позиция личности, проявляющаяся в потребности взаимодействия с другими субъектами, целостности и индивидуальности, творческом потенциале человека и его способности поддерживать "мажорный характер" (Г.В. Звездунова) коммуникации, доброжелательное отношение к окружающим субъектам [77].

Анализ исследований, обусловливающих становление коммуникативной культуры (В.А. Кан-Калик, А.В. Мудрик, М.Г. Рудь и др.), позволяет выстроить некоторую иерархию целей: социально-психологических, коммуникативно-организаторских, интегративно-коммуникативных [96, 158, 200].

В педагогическом процессе это представлено как взаимосвязь различных этапов деятельности (например, планирующего, координирующего и др.). В нашем исследовании нас интересует педагогический механизм развития коммуникативной культуры (КК) преподавателя. Педагогический механизм развития КК, в нашем представлении, складывается вокруг понятия и показателей культуры человека.

Культура (лат. cultura) - уровень, степень развития, достигнутая в какой-либо отрасли знания или деятельности (культура труда, культура речи и т.д.) [217].

Воспользуемся определением, приведенным А.И. Солженицыным: "1) цивилизация как возделывание среды, условий обитания, культура как возделывание внутренней жизни человека, его души;

2) культура есть совокупность интеллектуальных, мировоззренческих, этических и эстетических достижений. Главное в культуре - развитие, обогащение, совершенствование нематериальной жизни" [221].

Опираясь на результаты исследования в области теории педагогического образования, мы считаем необходимым проследить развитие категории "коммуникативная культура" в трех школах: ростовской, возглавляемой членом-корреспондентом РАО, доктором педагогических наук, профессором Е.В. Бон-даревской; московской, под руководством В.А. Сластенина и ленинградской школе педагогического мастерства Н.В. Кузьминой, Г.И. Щукиной [30, 31, 210,257, 115].

В 70-х гг. формировался взгляд на эту проблему как на педагогическую этику преподавателя (лат. ethica - обычай, характер) [205]. Технология рассматривалась как воспитание педагогической направленности: склонности к педагогической деятельности, любви к педагогической профессии, отношения к ней как к своему жизненному призванию, педагогической этике.

С опорой на проект профессиограммы выделяются следующие профессиональные качества (рассмотрим только те, которые важны для нашего исследования): педагогическая зоркость и наблюдательность, педагогический такт, педагогическое воображение, общительность [200].

Рассматриваемые нами школы сопоставляют качества совершенствования различных сторон профессиональной подготовки преподавателя, особенно коммуникативной культуры, сходным образом. Московская школа придерживается мнения, что внешняя форма профессиональной направленности личности преподавателя характеризуется педагогическим мастерством [200]. С точки зрения ленинградской школы, важнейшими свойствами педагогической личности является профессионально-педагогическая направленность, обусловленная представлением о результате и результативности собственной деятельности, потребностью в достижении вершин профессионализма и продуктивности [116].

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Рекомендуем к прочтению:

Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность профессиональной деятельности психолога являются личные качества психолога и его профессиональные умения, корректные д ...

Отечественные ученые о проблеме эмоций
Одним из первых в России тему эмоций, как необходимую составляющую изучения психической жизни человека, в конце XIX века поднял русский философ-идеалист и психолог Грот Н.Я. В качестве основной единицы анализа психической жизни он рассмат ...

Организационные факторы
Рассмотрим те факторы, действующие внутри организации, которые вызывают стресс. 1. Перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени. Работнику просто поручили непомерное ...