Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Процесс формирования личности подростка и особенности его развития
Страница 1

Материалы » Личностные особенности подростков, склонных к табакокурению » Процесс формирования личности подростка и особенности его развития

Процесс восхождения от индивида через индивидуальность к личности можно, в какой то мере, рассматривать и как процесс социализации (влияния общества) с одной стороны и как процесс самосовершенствования человека изнутри, с другой.

Социализация человека начинается с самого раннего возраста и продолжается на протяжении всей его жизни. Избежать этого процесса во взрослом возрасте человек может, лишь изолировав себя от общества, однако в реальной жизни это сделать практически невозможно.

На процесс социализации личности влияет всякого рода факторы, но основными можно выделить биологические и социальные. От того, какого рода гены заложены в человека, во многом зависит его развитие, особенно на ранней стадии. Но не обязательно у гениальных родителей рождаются гениальные дети. Очень многое зависит и от окружения, в котором воспитывается человек [22].

Процесс социализации в основном идет в семье, но чем старше ребенок, тем менее он зависим от семьи, и тем большее влияние на него оказывает «улица», школа и т. д. Причем очень важно наличие и женского и мужского начала в процессе первичной социализации, когда большая часть информации закладывается на подсознательном уровне. В более же старшем возрасте, на социализацию человека особенно важное влияние оказывает трудовой коллектив и общество в целом [13].

Процесс социализации отдельной личности неразрывно связан с развитием всего общества, а в настоящее время, в связи с открытость границ и возможностью получения информации со всего мира, и всего человечества.

Процесс социализации учащихся имеет ряд особенностей, они связаны и с гормональными изменениями в организме, черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, любопытства, готовности к жертвам и т.д., усугубляемые переживаниями неуверенности и амбивалентности (двойственности) социального статуса учащегося-подростка (уже не ребенок, но еще не взрослый). Перед учащимся стоит ряд социальных задач: освоить новые роли, перенять семейно-брачные установки, подготовиться к экономически самостоятельной жизни, интернализовать ряд ценностей и норм как основу убеждений и социально ответственного поведения.

Для учащихся с их социальной неуверенностью характерно объединение в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников с особой молодежной субкультурой. Ценностные ориентации и нормы группы адаптируют подростка к самостоятельной жизни, удовлетворяя одновременно и специфически молодежные потребности в стиле поведения, моде, досуге, коммуникации. Факторы, отдаляющие подростковую субкультуру от мира взрослых, связаны с противоречивостью норм взрослой жизни, резкими культурными и технологическими изменениями, одиночеством, противоречивым влиянием средств массовой коммуникации, неустойчивостью социальной среды. В таких условия группы учащихся-подростков и молодежи тяготеют к различным формам отклоняющегося поведения – от социально отчужденных форм до агрессии, фанатизма. Сюда входят и такие формы поведения как курение, употребление алкоголя и наркотиков [16].

Данные формы поведения становятся проблемой не только определенной рассматриваемой нами группы, но и всего общества в целом.

Курение является социальной проблемой общества, как для его курящей, так и для некурящей части. Для первой – проблемой является бросить курить, для второй – избежать влияния курящего общества и не «заразиться» их привычкой, а также – сохранить своё здоровье от продуктов курения, поскольку вещества входящие в выдыхаемый курильщиками дым, не на много безопаснее того, если бы человек сам курил и принимал в себя никотин и многое другое, что входящее в зажжённую сигарету [34].

Сложности, сопутствующие психическому развитию в подростковом возрасте, во многом связаны с тем, что существенные психические изменения не сопровождаются внешними трансформациями в статусе, материальном или социальном происхождении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной «культуры», к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их материальным положением – уже не дети, но еще и не взрослые. Высокая эмоциональная возбудимость усиливает сензитивность подростков к негативным реакциям взрослых, к собственной неуспешности, внешней непривлекательности, часто вымышленной, а частично связанной с быстрым ростом и созреванием. Это делает их самооценку особенно неустойчивой, ситуативной, повышает вероятность отклонений в поведении и общении.

Сложности обусловлены тем, что психофизические особенности подросткового возраста стимулируют психологические изменения, они связаны и с условиями его жизни. Так, сроки наступления полового созревания и его интенсивность зависят от многих факторов: состояния здоровья, характера питания, климата, бытовых и социально-экономических условий. Истоки эмоциональной нестабильности так же лежат не только в физиологических изменениях, но и в социальных условиях. Интенсивный рост, увеличение массы тела опережают развитие мускулатуры, что приводит к некоторой непропорциональности тела. Поэтому подростки часто испытывают чувство неловкости, у них резко повышается интерес к своей внешности. Острое недовольство своей внешностью, неприятие ее приводят к нарушению соматической идентичности, формирующейся в данный период. Это может стать основой многих отклонений в становлении личностной идентичности и цельности, снизить самооценку, особенно ее эмоциональный компонент.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Рекомендуем к прочтению:

Особенности стрессоустойчивости и тревожности учащихся начальных классов
Стрессоустойчивость является одним из наиболее важных свойств личности. Его развитие во многом определяют особенности жизнедеятельности человека. В связи с тем, что ведущим мотивом деятельности в младшем школьном возрасте является учёба, ...

Взаимосвязь, взаимодействие и взаимозависимость сложных чувств
Нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства переживаются человеком в деятельности и общении и именуются высшими чувствами, ввиду того, что в них заключено всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности. В назв ...

Методы экспериментального исследования. Краткое описание диагностических методик
Для реализации поставленных задач был использован следующий набор методик: 1. Адаптированный вариант методики Д. Векслера WISK Данная методика предназначена для измерения уровня интеллектуального развития детей в возрасте от 5 до 16 лет ...