Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Теории эмоций
Страница 1

Психоаналитическая теория: её основатель Зигмунд Фрейд и его теория занимает особое место в психологии. Он анализировал функционирование личности и затрагивал тему эмоций. Ядром классической психоаналитической теории являются инстинктивные влияния. Наиболее признанными в этой теории являются высказывания Рапапорта, поэтому они и станут источником для изложения дальнейшей информации. Рапапорт считает, что в основе инстинктивного влияния лежит четыре характеристики:

а) безусловность; б) цикличность; в) избирательность; г) замещаемость.

Из этого следует, что влечения различаются по степени.

Представить целостное определение эмоций у Фрейда очень тяжело, т.к. это понятие в его теории рассматривается довольно широко, и ему приписываются различные роли в процессе развития данной теории. В своих ранних работах эмоции для Фрейда были лишь побудительной силой в психической жизни человека, и только в поздних своих работах он отмечал, что они дают толчок к фантазиям и мечтаниям.

Рапапорт давал следующие заключения эмоциям: "воспринимаемый объект служит инициатором бессознательного процесса, который мобилизует неосознанную инстинктивную энергию, если для этой энергии нет открытых свободных путей ее проявления, она находит разрядку через другие каналы, нежели произвольные действия. "Эмоциональное выражение" - может возникать одно за другим, либо же это одиночные эмоциональные разрядки различной интенсивности, которые постоянно случаются, поскольку в нашей культуре редки открытые проявления инстинктов."

Разрядка рассматривается как выражение эмоций. Прежде всего, теория Фрейда касалась отрицательных эмоций. Этим объясняется преобладающая роль подавления, как защитного механизма. Если такое подавление неудачно, то происходит конфликт между сознательным и бессознательным, и эмоции могут всплывать в сознании. Другое понятие Фрейда - желания. Он показал, что они являются основанием сновидений. Потому что эти инстинкты проявляются у нас во сне фантазиями с эмоциями.

На современном этапе немало теоретиков продолжили теорию Фрейда, одним из которых является Шехтел, который подчеркивает организующую и конструктивную функцию эмоций. Он приписывает им важную роль в социальных взаимоотношениях. Проводит различие между внутренними и активизирующими эмоциями. Внутренние существуют у ребенка, а активирующие возникают у взрослых. Он рассматривает два вида восприятия: субъективное и объективное.

Теория Рапапорта была продолжена Клейном, который говорил, что однажды испытанная эмоция приобретает значение, которое возникает раньше сенсорного удовольствия или неудовольствия. Клейн в отличии от Фрейда допускает поиск напряжения и его сохранение.

Теория Симонова - информационная теория: основана на Павловском направлении в изучении высшей нервной деятельности мозга.

Им сформулировано правило, согласно которому отношение между эмоцией (Э), потребностью (П), информацией, прогностически необходимой для организации действий по удовлетворению данной потребности (Н), и наличием информации, которая могла бы быть использована для целенаправленного поведения (С), выражается формулой: Э = П ( Н - С ).

Эмоция не возникает:

1. если потребность отсутствует или она удовлетворена, а при наличии потребности - если система вполне информирована;

2. при дефиците наличной информации появляется отрицательная эмоция, достигающая максимума при полном отсутствии информации;

3. положительная эмоция возникает, когда наличная информация превышает информацию, необходимую для удовлетворения данной потребности.

Эмоции возникают по Симонову при рассогласовании между потребностью и возможностью её удовлетворения. Рассматривается как обобщённая оценка ситуации. Это основные постулаты, взятые из теории Симонова.

Теория Анохина: в её основу входят Дарвиновские представления о понимании эволюции приспособительных реакций организма. С помощью них можно утверждать, что эмоции когда-то сыграли свою положительную роль в эволюции, закрепились и передавались из поколения в поколение. Решающей чертой эмоционального состояния является его исключительность по отношению к другим реакциям. Эмоции охватывают весь организм, они предают состоянию человека определённый тип переживания. Производя почти моментальную интеграцию всех функций организма. Эмоции сами по себе и в первую очередь могут быть абсолютным сигналом полезного или вредного воздействия на организм, часто даже раньше, чем определены локализации воздействий или конкретный механизм ответной реакции организма. Именно это свойство организма - определять благодаря эмоциям качество воздействия с помощью самого древнего и универсального критерия - придало эмоциям универсальное значение в жизни организма. Если дать грубую и общую картину поведения, то они могут быть разделены на две непрерывно чередующиеся стадии. Первая - формирование потребностей и основных влечений, а вторую - удовлетворение этих потребностей. Теория Анохина называется биологической, которая раскрывает нам тайну происхождения эмоций. Эмоция выступает как своеобразный инструмент, оптимизирующий жизненный процесс и тем самым способствующий отражению как отдельной особи, так и всего вида.

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Технология использования подвижных и спортивных игр
Несмотря на большое количество работ, освещающих различные стороны игровой деятельности, остается широкий круг вопросов для серьезного изучения, в том числе, и роль подвижных игр в развитии творческой индивидуальности детей младшего школь ...

Роль игры в процессе реализации творческой активности ребенка младшего школьного возраста. Игра в процессе обучения младших школьников
Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. В этом возрасте отмечается наибольшее увеличение мозга - от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы ...

Классный час «Конфликты в нашей жизни»
Форма: беседа. Цель: приобщение к культуре бесконфликтных взаимоотношений Задачи: Воспитательные: продолжить решение проблемы повышения сплоченности класса, семьи. Образовательные: помочь учащимся усвоить сущность понятий «конфликт» ...