Влияние детско-родительских отношений на наличие у
ребенка психосоматических заболеванийСтраница 6
Тесная связь между родителями (чаще всего матерью) и ребенком может стать причиной школьной фобии. Симбиотические отношения с матерью не дают ребенку возможности свободно развиваться и отделиться от матери. Чрезмерная опека, запрет на критику ребенка даже для самой себя, часто испытываемое чувство вины - характерные черты таких матерей. Нередко ребенок более значим для женщины, чем муж, который часто играет пассивную роль в семье и мало занимается вопросами воспитания.
Существуют значительные различия в стиле поведения матерей, имеющих детей, заболевших неврозом, психосоматическим заболеванием, хроническим соматическим заболеванием. Матери детей-невротиков характеризуются общим негативным отношением к материнской роли, низким уровнем эмпатии. Их непосредственное взаимодействие с ребенком носит негативный характер: они чаще выражают недовольство, чем похвалу и поощрение. Матери детей-психосоматиков отличаются положительным отношением к материнской роли. Еще до рождения ребенка они связывали с его появлением большие надежды, предполагая, что ребенок добьется в жизни того, что не удалось им (гиперсоциализирующая установка). Этим матерям свойственны низкий уровень эмпатии, властность, доминантность и эгоцентризм. Матери детей с хроническим соматическим заболеванием обладают общей положительной установкой по отношению к материнству, кооперативностью в общении с ребенком и высоким уровнем эмпатии [42, 3 с.].
Фурманов И.А. описывает влияние стилей семейного воспитания на психологическое состояние детей.
1. Стиль семейного воспитания как непосредственно, так и опосредованно влияет на направленность и особенности (тип) агрессивности и негативизма.
2. Существует взаимосвязь стилей семейного воспитания (авторитарной, требовательной, ограничивающей, снисходительной, гиперпротекции; скрытой, жестокой, жесткой гиперпротекцией; требовательного, попустительского, сверхзаботливого обращения) с агрессивностью и негативизмом детей подросткового и юношеского возраста.
3. Установлено, что агрессивность характерна для детей подросткового и юношеского возраста, воспитывающихся в семьях с требовательным обращением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией и гипопротекции с жестоким обращением (девочки), а также в условиях требовательной либо ограничивающей гиперпротекции (юноши) и повышенной моральной ответственности (девушки).
4. Определено, что такие стили семейного воспитания как эмоциональное отвержение, попустительское обращение, авторитарная гиперпротекция, жестокая гипопротекция в зависимости от пола и возраста детей могут опосредованно способствовать образованию невротических, психотических, депрессивных тенденций, их различных комбинаций, а также состояния психической неуравновешенности в целом, которые детерминируют высокий уровень общей агрессивности.
5. Было замечено, что агрессивность деструктивной направленности присуща детям из семей со скрытой гипопротекцией (мальчики), потворствующей гипопротекцией (девочки), доминирующей гиперпротекцией, либо жестокой гипопротекцией (юноши) и снисходительной гиперпротекцией (девушки).
6. Деструктивная агрессивность может возникать вследствие негативных эмоциональных состояний в результате воспитания ребенка в условиях требовательного обращения (симбиоз невротических и депрессивных тенденций), потворствующей гиперпротекции ("мимозоподобность"), применение чрезмерно строгих наказаний (депрессивное состояние) или полного их отсутствие (высокий психотизм).
7. Обнаружено, что агрессивность асоциальной направленности формируется в семьях с эмоциональным отвержением (мальчики), авторитарной гиперпротекцией, либо гипопротекцией (девочки и девушки), требовательной или ограничивающей гиперпротекцией (юноши).
8. Асоциальная агрессивность может опосредованно возникать в результате воздействия негативных эмоциональных состояний, формирующихся вследствие жесткого обращения (невротические симптомы у девочек), эмоционального отвержения (депрессивные симптомы у девочек и юношей), жестокого обращения (депрессивные симптомы у девочек, психотические и невротические тенденции у юношей), сверхзаботливого обращения (депрессивность у юношей), авторитарной гиперпротекции (невротические и депрессивные симптомы у девушек) и жестокой гипопротекции (психотическое состояние у девушек).
Рекомендуем к прочтению:
Классификация психических изменений в старости и типов психологического
старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:
1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться сам ...
Результаты эксперимента и их практическое применение
Предложенная теоретическая модель легла в основу критериев оценки профессионально ответственного отношения обучающихся супервизором во время учебного процесса.
Роль супервизора ежедневно менялась. Ежедневно эту позицию занимали одновреме ...
Мотивы заключения брака
Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутверд ...