Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение
Страница 1

Актуальность исследования. Исследования индивидуальных психологических ресурсов совладания со стрессом принадлежат к числу актуальных и перспективных направлений в психологии труда и организационной психологии. Это связано с воздействием на человека возрастающего числа разнообразных стрессогенных факторов, к которым относятся как природные изменения, так и перемены а социальной жизни, снижающие работоспособность человека и обостряющие проблемы во взаимоотношениях с окружающими, в том числе и состояние болезни. Часто различные виды деятельности человека, протекающие в стрессогенных условиях, требуют усиленного расхода ресурсов человека и предъявляют требования к его стрессоустойчивости и адаптивности.

Умение успешно справляться с состоянием стресса и сведение к минимуму его негативного влияния — является важным навыком для каждого человека. Для этого необходимо знание своих ресурсов, возможность их развивать, использовать и оперировать ими в процессе совладания со стрессом. Кроме того, ресурсы совладания со стрессом играют предикативную роль применительно к реакциям, вызванным этим стрессом.

Цель исследования: выявить влияние акцентуаций характера на поведение человека в стрессовой ситуации.

Объект исследования: пациенты неврологического отделения Красноярской центральной больницы.

Предмет исследования: поведение человека в стрессовой ситуации.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что пациенты, имеющие выраженные акцентуации характера по педантичному, дистимическому, гипертимическому типам имеют более высокую степень сопротивляемости стрессу.

В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой исследования были поставлены следующие задачи:

рассмотреть проблему изучения акцентуаций характера в психологической науке;

изучить модели стресса и роль индивидуальных ресурсов личности в совладании со стрессом;

исследовать на эмпирическом уровне акцентуации характера пациентов неврологического отделения Красноярской центральной больницы;

выявить взаимосвязь акцентуаций характера пациентов и поведения в состоянии стресса:

разработать рекомендации по развитию стрессоустойчивости болеющей личности.

Методологической основой исследования явились системный и полисистемный подход (Ананьев Б.Т.; Б.Ф. Ломов; Д.Н. Завалишина); принцип субъекта и субъектно-деятельностный подход (С.Л. Рубинштейн; А.Н. Леонтьев; А.В. Брушлинский; К.А. Абульханова-Славская); общая теория систем (Л. Берталанфи, Шварц), трансактные модели стресса, теории несоответствия, ресурсный подход (Ф.А. Березин); ситуационный подход (К. Левин; Д. Магнуссон; М. Аграйл, А. Фернхем, Л. Ферпоссон, Л.Ф. Бурлачук и др.

Кроме того, в теоретико-методологическую основу нашей работы лег ресурсный подход, как одно из направлений развития теории психологического стресса (В.А. Бодров). Методы исследования:1. Акцентуации характера (тест К. Леонгарда);2. Стандартизированный и многофакторный личностный опросник Р. Кеттелла 16 PF (версия А);3. Опросник уровня субъективного контроля (УСЮ Е.Ф. Бажин, Е.А. Толынкина, А.М. Эткинд);

4. Методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге.

Научная новизна. Проведен анализ ресурсов совладания со стрессом у болеющей личности, выявлена взаимосвязь акцентуаций характера пациента и степени сопротивляемости стрессу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что полученные в ходе данного исследования результаты могут быть использованы психологами, медицинскими психологами при работе с болеющими людьми, а также для решения задач оптимизации, профилактики и коррекции стрессовых состояний болеющей личности.

Страницы: 1 2

Рекомендуем к прочтению:

Методологические основы системы психолого-педагогического сопровождения
На современном этапе методологическими основами системы психолого-педагогического сопровождения выступают: · Личностно-ориентированный (личностно-центрированный) подход[13],[14],[15], определяющий приоритетность потребностей, целей и цен ...

Проблема метода активизации профессионального и личностного самоопределения
Главный вопрос: как «клиента-объекта» превратить в «клиента-субъекта»? Но здесь неизбежно возникает и другой (сопутствующий) вопрос: всякого ли «клиента-объекта» следует превращать в «клиента-субъекта». Если следовать традиционным путем, ...

Что такое синдром Дауна?
Слово «синдром» обозначает множество признаков или особенностей. Название «Даун» происходит от фамилии врача Джона Лэнгдона Дауна, который впервые описал этот синдром в 1866 году. В 1959 году французский профессор Лежен доказал, что синдр ...