Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве
Страница 2

Материалы » Личностное развитие в родительстве » Феномен отцовства. Личностное развитие мужчины в родительстве

Какова степень совпадения стереотипа отцовства и реального поведения сегодняшних отцов? и другие. [4]

Феномен отцовства непосредственно связан со следующими понятиями:

эмоциональная, мотивационная и ценностно-смысловая сферы,

самооценка, самосознание и Я-концепция,

удовлетворенность жизнью, а также стиль жизни,

социальная роль папы, которая различается в зависимости от той общественной системы, а также социальной, экономической и политической сфер общества, непосредственно статуса мужчины в данном социуме и социальных стереотипов, которые предписывают определенные правила выполнения данной роли.

С этих позиций определение отцовства как врождённого чувства, побуждающего мужчину поступать с опережающей ответственностью в отношении своего ребёнка (или своих детей) не является удовлетворительным. Предлагается рассматривать отцовство как интегральную совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, которая включает в себя все уровни жизнедеятельности человека, важной характеристикой которой являются ее комплексность и социальная детерминированность.

После изучения работ Ш. Барта, Э. Фтенакиса, Г.Г. Филипповой структурную модель феномена отцовства можно представить в следующем виде (рис.1).

Можно предположить, что в структуру отцовства должны входить следующие компоненты:

потребностно-эмоциональный компонент, который включает биологические, социальные аспекты мотивации, а также потребность в контакте, эмоциональные реакции и переживания;

операциональный компонент, который включает осведомленность и умения, а также операции по уходу за ребенком и общение с ним;

ценностно-смысловой компонент, который включает отношение отца к своему ребенку, включая также экзистенциальные переживания.

Также, в эту структуру необходимо включить интегральный сквозной компонент - оценочный, включающий в себя:

1) самооценку как часть Я-концепции, принятие или непринятие роли отца, а также рациональная и эмоциональная оценка себя как отца и своего ребенка;

2) социальную оценку окружающих, которая базируется на принятых в конкретном обществе социальных стереотипах и предписаниях по выполнению роли, а также требованиях, соблюдение которых необходимо для соответствия статусу.

Социальная оценка становится базой для формирования собственной оценки, поскольку через социальные стереотипы формирует образы Я-идеального. Если говорить об оценочном компоненте, то он - интегральный, поскольку пронизывает и влияет на все остальные компоненты структуры.

Вышеперечисленные компоненты выделены нами на основе принципа психологической макроструктуры личности (Б.Г. Ананьев), следовательно, структурная модель отцовства подчиняется следующим принципам построения структуры личности:

субординационному;

координационному.

Это говорит о том, что более сложные компоненты оказывают влияние на нижележащие уровни структуры, в то же время все компоненты имеют достаточную автономию.

Исследования германских ученых (S. Barth, W. E. Fthenakis) показали, что отцовство, когда оно интернализовано, влияет на собственную полоролевую идентификацию мужчины, его удовлетворенность жизнью, а также на его мировоззрение. Вовлеченные в воспитание своих детей мужчины показывали менее ригидное понимание мужской роли и стереотипа мужественности, они рассматривали отцовство, как важнейший фактор своей мужской роли, таким образом, идентифицируя себя с собственным отцом. Кроме того, S. Barth выявил, что мужчины, принимающие значительное участие в воспитании своих детей, обнаруживали большую удовлетворенность жизнью и самим собой по сравнению с контрольной группой. Они имели более высокую самооценку и были более уверены в себе. Была обнаружена взаимосвязь между самоуважением и принятием отцовской заботы о детях на себя. [5]

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Выводы
Проведенный нами психолингвистический эксперимент ставил целью изучить невербальную сторону коммуникации разных национальностей Астраханской области (лезгин, татар и русских) с точки зрения таких разделов семиотики, как паралингвистика, к ...

Тревожно-боязливый тип
Нерешителен, мало контактен, робок, неуверен в себе, склонен к минорному настроению. Он редко вступает в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях ищет поддержки и опоры. Склонен к углубленном ...

Особый профиль
Нельзя сказать, что дети с синдромом Дауна просто отстают в своём общем развитии и таким образом нуждаются только в упрощённой программе. Они имеют определённый «профиль обучаемости» с характерными сильными и слабыми сторонами. Знание фак ...