Речевые нарушения у детейСтраница 6
Вместе с тем на данном этапе дети уже пользуются всеми частями речи, правильно употребляют простые грамматические формы, пытаются строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения.
Улучшаются произносительные возможности ребёнка, воспроизведение слов разной слоговой структуры и звуконаполняемости. Дети обычно уже не затрудняются в назывании предметов, действий, признаков, качеств и состояний, хорошо знакомых им из жизненного опыта. Однако неумение пользоваться способами словообразования создаёт трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удаётся подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Нередко они заменяют название части предмета названием целого предмета, нужное слово другим, сходным по значению.
Понимание обращённой речи значительно развивается и приближается к норме. Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, наблюдаются трудности в различении морфологических элементов, отражающих значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Описанные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи ребёнка служат серьёзным препятствием для овладения им программой детского сада общего типа, а в дальнейшем и программой общеобразовательной школы.
Таким образом, обобщая анализ обсуждаемой проблемы, представленной в психолого-педагогической литературе, можно сделать следующие выводы.
Проблема умственного развития изучается отечественными психологами в неразрывном единстве с речевым развитием детей, поскольку онтогенетическое развитие характеризуется взаимодействием высших психических функций. В настоящее время в массовой средней школе наблюдается усиление неоднородности состава учащихся по уровню их умственного, речевого и в целом психического развития. Как известно, готовность к школьному обучению и последующее успешное осуществление учебной деятельности детьми во многом определяется их умственными и речевыми способностями, проявляющимися в дошкольный период. Следовательно, дошкольники с речевыми нарушениями должны привлекать особое внимание специалистов-психологов. Однако особенности интеллектуального развития таких детей изучены и представлены в психологической литературе еще недостаточно. В связи с этим и было проведено данное исследование.
Рекомендуем к прочтению:
Психические свойства личности военнослужащего. Направленность
личности
Направленность
— это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обу ...
Психологическая структура личности
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Рассмотрим набор таких черт, которые, по мнению Р.Мейли[3], достаточно полно характериз ...
2.
низкая
самооценка
-,079
,036
,157
,041
-,022
,837
,052
-,020
,130
,184
3. конфликтность характера
,316
,263
,070
,315
-,331
-,043
,343
,057
,046
,018
4. неодобрение со стороны близкого ок ...