Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Концепция мотивации достижения в современной психологии

Мотивация достижения - одна из разновидностей мотивации деятельности, связанная с потребностью индивида добиваться успехов и избегать неудачи [24, с. 312].

В работах Д. Мак - Клелланда, Дж. Аткинсона, Х. Хекхаузена, Х.Д. Шмальта представлены взгляды на природу, структуру и механизмы формирования мотивации достижения [29, с.136], [28, с. 231]. Анализ теоретических источников показал, что развитие концепции мотивации достижения осуществлялось в трех напарвлениях: разрабатывались теоретические конструкты и положения, совершенствовался диагностический инструментарий и создавались новые модели, направленные на развитие мотивации достижения у людей.

Наиболее разработанной, опирающейся на достоинства предшествующих моделей мотивации достижений является модель мотивации достижения Х.Д. Шмальта.

В концепции Шмальта мотивация достижения рассматривается как сложное внутриличностное образование, в котором можно выделить три тенденции: «Стремление к успеху», или «Надежду на успех» — НУ; «Боязнь неудачи в связи с ощущением собственной неспособности» — БН1 (ощущение собственной неспособности может проявиться в избегании ситуаций достижения), «Боязнь социальных последствий неудачи» — БН2 (ребенок мотивирован ожиданием негативной оценки взрослого). Преобладание одной из тенденций качественно меняет всю стратегию поведения личности. Субъекты, мотивированные на успех, объясняют успех хорошими способностями (талантом) и большим старанием. Неудача списывается ими на недостаточность приложенных усилий. У субъектов, мотивированных на неудачу, все наоборот: неуспех объясняется недостатком способностей (стабильная, внутренняя, неконтролируемая причина), а успех приписывается везению. Это выглядит так, как будто бы мотивированные на успех оценивают вообще свои способности выше, чем мотивированные на неудачу. Таким образом, концепты хорошей и недостаточной способности являются важными составными частями конструкта мотива достижения [2, с. 9].

Шмальт также заметил, что мотивация достижения может более или менее равномерно проявляться в разных видах деятельности. Такой вариант распределения он назвал «генерализованным». Вместе с тем, существуют индивиды, у которых высокие показатели мотивации достижения проявляются только в определенных видах деятельности. В связи с этим интенсивные характеристики дополняются показателями, определяющими уровень "генерализованности" мотивации достижения — экстенсивными характеристиками.

Теоретические открытия Шмальта воплотились в новом методе исследования мотивации достижения - полупроективном тесте Х.Д. Шмальта, получившем название «МД решетка». Этот тест сочетает в себе преимущества проективного теста и личностного опросника. Стимульный материал теста состоит из 18 картинок- изображений, а также списка 18 утверждений соответствующей тематики. 18 рисунков- ситуаций содержат шесть разных сфер достижения: а) предметно-манипулятивная, физическая деятельность, б) музыкальная деятельность, в) учебная деятельность, г) самоутверждение, д) деятельность по оказанию помощи, е) спортивная деятельность.

Афанасьева Н.В., автор русскоязычной версии методики, провела процедуры психометрической адаптации теста на русскоязычной выборке. В отечественной психодиагностике это первое диагностическое средство такого рода [3, с. 28].

Рекомендуем к прочтению:

День 5.
На пятый день эксперимента, Майеру – «№69» становится плохо. В итоге «№69» и «№53» в госпитале, а у «№82» – психическое расстройство. В понедельник был день «свиданий» с родными и друзьями. Руководители опасались, что близкие могут увиде ...

Анализ результатов педагогического исследования по выявлению роли семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника
В период преддипломной практики мною было проведено исследование по теме: «Роль семьи в формировании потребности в самоутверждении сельского школьника». Объектом исследования мы выбрали семью ученицы 2 класса Нурдиновой Ирины Подболотной ...

Дистимический тип
Мало контактен, немногословен, с доминирующим пессимистическим настроением. Он обычно домосед, тяготится шумным обществом, редко вступает в конфликты с окружающими, ведет замкнутый образ жизни. Люди с такой акцентуацией характера высоко ...