Особенности становления коммуникативной сферы у
дошкольников с нарушениями зренияСтраница 1
Развитие взаимодействия детей с окружающим миром рассматривается М.И. Лисиной как смена нескольких особых форм общения. Каждая из них представляет собой состояние коммуникативной деятельности в определенный возрастной период и характеризуется совокупностью эмоциональных реакций, социальных отношений, вербальных и невербальных способов выразительности (2).
Момент появления ребенка на свет есть первый шаг в жизненном пути познания мира, осуществляемого опытным путем. Но для активного вхождения в мир ребенку необходимо включиться в коммуникативную деятельность, естественной задачей которой на данном возрастном этапе является оформление и обмен эмоциональными проявлениями ребенка и взрослых. Эта деятельность обеспечивается работой всех систем жизнедеятельности, включая физиологические и психические факторы. Воздействие их вызывает нарушения в развитии, в том числе нарушения в развитии зрительного анализатора.
Зрительный дефект является одним из наиболее сложных и тяжелых по своим последствиям в развитии ребенка. Определение глубины зрительного нарушения у новорожденного затруднено в связи с тем, что зрительная система младенца имеет существенные отличия от зрительной системы взрослого.
В первые месяцы жизни зрение ребенка характеризуется как примитивное, диффузное светоощущение. Развитие зрительного восприятия проявляется у новорожденных в виде реакции слежения. И лишь ко второму месяцу у детей появляется предметное зрение, когда ребенок начинает живо реагировать на мать. Основным видом коммуникативного воздействия в раннем возрасте является непосредственно эмоциональное или ситуативно-личностное общение, направленное на удовлетворение потребностей ребенка в любви и заботе взрослого. Отсутствие зрения или его нарушение могут быть констатированные уже на первой неделе после рождения, и поэтому нарушение зрительных функций не сказывается негативно на общем развитии ребенка, в том числе и на развитии его коммуникации в этот период.
Зрительный анализатор организует и корригирует работу всех систем организма, поэтому нарушения его деятельности негативно сказываются на работе всех других анализаторных систем. Для детей, имеющих зрительную патологию, этот момент является чрезвычайно сложным - доверяя своему нарушенному зрению, они игнорируют или слабо дифференцируют информацию от других анализаторных систем.
Дети с нарушениями зрения не могут воспринять окружающий мир во всем его качественном многообразии, т.к искажается система сенсорных эталонов. Любой объект, действие или состояние представляет собой сложную совокупность раздражителей и реакций на них, включающих все уровни чувственного познания: сенсорный, перцептивный, апперцептивный. Субъективный перцептивный образ строится с учетом искаженной сенсорной информации от зрительного анализатора, что нарушает целостность взаимодействия всех анализаторных систем. Это неизбежно отражается и на представлении, т.к "чего не было в восприятии, не может быть и в представлении" (4).
Представления, есть те высшие психические функции, которые являются основой построения и развития коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Вследствие зрительного дефекта значительно снижается двигательная активность, координация движений, что негативно влияет на развитие предметной деятельности детей (6).
С 5 - 6 мес. жизни становится очевидным отставание детей с нарушениями зрения от их нормально видящих сверстников.
Рекомендуем к прочтению:
Социальный интеллект
Социальный интеллект
— способность правильно понимать поведение людей.
Эта способность необходима для эффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптации.
Термин «социальный интеллект» был введён в психологию Э. ...
Ребенок с детским церебральным параличом в семье
С появлением в семье ребенка с церебральным параличом родителям приходится привыкать к новой жизни.
Первый шок от известия, что ребенок родился больным, может быть не таким тяжелым, если это известие преподнесено правильно и сочувственно ...
Классификация и виды представлений
Поскольку в основе представлений лежит прошлый перцептивный опыт, то основная классификация представлений строится на основе классификации видов ощущения и восприятия. Поэтому принято выделять следующие виды представлений: зрительные, слу ...

