Введение
В России в настоящее время происходят серьезные изменения условий формирования личности. Личность- это сущность человека, самое главное в нем, то, что отличает человеческий вид от всех других биологических видов. Человек становится личностью в процессе социализации, т.е. в результате включения индивида в социальные отношения. Социализация осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности.
Социализация - это процесс становления социального «Я». Она охватывает все формы приобщения индивида к культуре, обучения и воспитания, с помощью которых индивид приобретает социальную природу.
Этот процесс проходит как в результате воспитания, т.е. целенаправленного воздействия на личность, так и в результате самостоятельного осмысления действительности подростком. То есть социализация имеет двустороннюю направленность: сам человек прилагает усилия для овладения социальными навыками, и общество, посредством воспитания, образования приобщения его к культуре, трансформирует его. Практически все, что происходит в жизни подростка можно рассматривать как фактор социализации, обусловливающий усвоение тех или иных норм поведения.
В настоящее время объектом пристального внимания различных общественных институтов и организаций стала проблема социальной адаптации молодежи в условиях общественного и духовного кризиса. Это закономерно, поскольку именно состояние молодежи обуславливает будущее общества, перспективу его развития. Для сохранения общества образование должно помочь подрастающему поколению усвоить и закрепить в себе качества, необходимые для успешного исполнения социальных ролей; разместиться в ролевой структуре взрослого общества; внедрить в сознание представление о целях и средствах, правилах и образцах деятельности, о пределах и формах проявления эмоций, допускаемых культурой.
В изменившихся социально-экономических условиях данная проблема носит актуальный характер. В связи с этим наиболее перспективным представляется использование богатого арсенала групповых методов и методик, накопленных в области практической психологии, для оптимизации личностного развития подростков.
В данной работе под условиями успешной социализации мы будем понимать наличие социально-значимых ценностных ориентаций и адекватный уровень тревожности подростков.
Цель исследования:
Определить влияние групповых методов психологического воздействия на успешную социализацию подростков.
Гипотеза:
Тренинг личностного роста влияет на формирование социально-значимых ценностных ориентаций и снижение уровня тревожности у подростков.
Задачи исследования:
· Рассмотреть теоретические аспекты изучения процесса социализации
· Рассмотреть процесс социализации в подростковом возрасте;
· Изучить социально-психологическую характеристику групповых методов воздействия и их использование в работе с молодежью.
Объект исследования:
процесс социализации подростков.
Рекомендуем к прочтению:
Психолого-педагогические особенности процесса формирования
потребностей в самоутверждении сельского школьника. Особенности развития
потребностей в самоутверждении у сельского школьника в
младшем шк
Проблема семьи и семейных отношений были актуальны всегда. Существуют объективные психологические проблемы семьи, которые не зависят от индивидуальных особенностей мужа и жены, однако оказывают существенное влияние на семейную атмосферу. ...
Возбудимый тип
Данному типу присуща низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций. Люди этого типа нередко занудливы, склонны к хамству и брани, к конфликтам, в которых сами являются активной, провоцирующей стороной. Они ...
Нравственные чувства
Нравственные чувства выражают отношение человека к человеку и к обществу. Основанием оценки, которую объективно получают эти чувства со стороны окружающих, являются моральные нормы, регулирующие поведение личности во всех сферах её общест ...