ЗаключениеСтраница 2
Вместе с тем, некоторые исследователи подчеркивали, что значимыми для процесса адаптации и успешного осуществления ведущей деятельности являются уровень развития общего интеллекта (Векслер Д.) и мотивация деятельности (Леонтьев А.Н.).
В результате проведенного исследования, были обнаружены существенные особенности в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик), связанных со степенью успешности социально-психологической адаптации младших школьников к школьному обучению, главным образом в гендерном аспекте:
а). Интеллектуальные характеристики - мальчики более склонны к принятию самостоятельных решений, у них лучше развито математическое мышление. В тоже время у девочек значения показателя распределения зрительного внимания на числа выше, чем у мальчиков.
Что говорит о том, мальчики значительно лучше ориентируются в пространственно-зрительных отношениях, девочки имеют более высокие показатели вербального интеллекта. В свою очередь, это указывает на различие между мальчиками и девочками в процессе социально-психологической адаптации на интеллектуальном уровне;
б). Личностных характеристики - девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям, чем мальчики. Гендерные различия в отношении к учителю и одноклассникам мальчиков и девочек заключается в том, что девочки воспринимают сверстниц, как наиболее привлекательных партнёров по общению. Для девочек принципиальным является отношение с учителем как со значимым лицом, для мальчиков же взаимоотношения с учителем не столь значимо. Для мальчиков характернее и значимее, в определённой степени, взаимоотношение со сверстниками, нежели с учителем. Значимые различия в частоте встречаемости разного вида страхов у мальчиков и девочек отсутствуют. Наиболее часто страхи встречаются у детей, у которых имеются проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками. Эти результаты также помогают сделать о том, что также, как и по интеллектуальным характеристикам, по личностным характеристикам у мальчиков и девочек имеются существенные отличия в адаптационных способностях.
Учащиеся начальных классов обладают высоким уровнем развития некоторых невербальных интеллектуальных способностей, но в тоже время существенно меньшим объёмом активного и пассивного словарного запаса (табл. №1). Большинство из них обладают положительной самооценкой. Интерес к процессу познания и желание стать образованным человеком и хорошим специалистом наиболее часто выступают в качестве ведущих мотивов учебной деятельности (табл. №5).
Около одной трети младших школьников достаточно часто переживают состояние тревоги в процессе школьного обучения. При этом тревожность прежде всего проявляется в ситуациях проверки знаний и связана со страхом не соответствовать ожиданиям окружающих (табл. № 7).
Гендерные различия в развитии адаптационных способностей касаются интеллектуальных способностей, соответствующих отдельным интеллектуальным факторам по Д.Векслеру. Мальчики практичнее, чем девочки. Они лучше разбираются в происходящих событиях. Кроме того, у них лучше развито математическое мышление. Однако девочки легче справляются с заданиями, требующими распределение внимания (табл. № 2). По сравнению с мальчиками девочки характеризуются более позитивным отношением к своим реальным особенностям («Я-реальное»). Гендерные различия в отношению к учителю и одноклассникам младших школьников заключается в том, что девочки воспринимают сверстниц, как наиболее привлекательных партнёров по общению. Развитие стрессоустойчивости у мальчиков и девочек 8-9 лет значимо не различаются.
Таким образом, в процессе написания данной работы и проведённого эмпирического исследования были выполнены цель и задачи исследования. Гипотеза исследования: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению, была подтверждена.
Рекомендуем к прочтению:
Физиологические основы воображения
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные ...
Положение, выносимое на защиту
Если верно, что одарённость и память идут параллельно, то всегда ли это закономерность. Так как зачастую факты свидетельствуют, что хорошая память не всегда является показателем хорошего интеллекта. История сохранила сведения, показывающ ...
Духовные технологии Живорада Славинского
Более 25 лет Живорад Славински [39] посвятил поискам работающих методик для успешного и быстрого решения проблем человеческой психики и для перехода на новый уровень духовного развития. В процессе своих поисков, Живорад Славинский обращал ...