Мотивация учебной деятельности младших школьников
Мотивация является одним из важнейших компонентов любого вида деятельности, непосредственно определяющих характер её выполнения. Мотивация имеет сложную структуру. В данной работе рассматривались виды ведущих мотивов деятельности. Изучение мотивов учебной деятельности младших школьников (вернее тех причин, которые приводят ребёнка в школу) осуществлялось с помощью методики Гинзбург М.Р., в основе которой лежит следующая классификация мотивов: внешний (родители заставляют), познавательный (нравится узнавать новое, учиться чему-либо), социальный (учиться нужно, чтобы быть образованным, чтобы потом стать специалистом), позиционный (ощущение собственной взрослости в связи с обучением в школе), игровой мотив и мотив получения высокой отметки.
Таблица № 5 Особенности мотивации учебной деятельности младших школьников
количество учащихся с данным ведущим мотивом | |||||
внешний |
познавательный |
игровой |
позиционный |
социальный |
отметка |
2 |
49 |
5 |
4 |
27 |
13 |
Данные представленные в таблице №5, свидетельствуют о том, что в возрасте 8-9 лет все выше перечисленные мотивы могут выступать в качестве ведущих при осуществлении учебной деятельности. Наибольшая частота встречаемости отмечена в отношении познавательного и социального мотивов. Однако, следует отметить, что познавательный мотив у младших школьников часто является знаемым.
Гендерные различия в частоте встречаемости разных видов мотивов учебной деятельности у мальчиков и девочек выявлены не были (табл. №6).
Таблица № 6 Особенности мотивации учебной деятельности мальчиков и девочек 8-9 лет
категории обследованных школьников |
Количество учащихся с данным ведущим мотивом, % | |||||
внешний |
познавательный |
игровой |
позиционный |
социальный |
отметка | |
девочки |
0 |
54 |
2 |
2 |
27 |
15 |
мальчики |
3 |
47 |
5 |
5 |
28 |
12 |
Рекомендуем к прочтению:
Теоретические аспекты изучения процесса социализации. Социализация
и развитие личности
Изучением процесса социализации личности на разных этапах развития общества занимались многие ученые. Среди них З.Фрейд, Ж.Пиаже, Б.Г.Ананьев, Б.П.Парыгин, С.Л.Рубинштейн, К.А.Альбуханова-Славская, И.С.Кон, Д.И.Фельдштейн, М.В.Демин, Н.П. ...
Мотивы заключения брака
Зачастую характер супружества зависит от того, какие мотивы обусловили заключение данного брачного союза. Мотивы заключения брака отражают отношение личности к миру, реализуют потребность любить самому и быть любимым партнером, самоутверд ...
Использование методики торренса в изучении креативности
В данной работе, наряду с задачей изучения теоретических основ воображения и креативности на основе литературы, мы ставили перед собой цель выявить уровень креативности испытуемых. Для этого мы использовали методику Торренса, в основе кот ...