Эмпирическое исследование гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста. Цель, гипотезы, задачи исследования
Методология проведенного исследования основывалась на принципах комплексности и объективности изучения индивидуально-психологических свойств личности. В соответствии с целью исследования основное внимание было уделено изучению развития интеллектуальных и личностных характеристик детей младшего школьного возраста, влияющих на успешность их социально-психологической адаптации.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о процессе адаптации Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., положения концепции личностного адаптационного потенциала Маклакова А.Г., а также основные положения теории Выготского Л.С, Божович Л.И о психическом развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Для выполнения поставленных задач и поставленной цели было проведено исследование, в котором принимали участие учащиеся вторых классов как «самые характерные представители так называемого младшего школьного возраста (первоклассники еще только становятся школьниками, а некоторые ученики третьих и четвертых классов уже нередко обнаруживают черты подросткового периода)» [29,с. 35]. Было обследовано 64 учащихся общеобразовательной школы № 1141 города Москвы. Из них 38 мальчиков и 26 девочек.
Дети в данной школе обучались по «традиционной» программе, распределение по классам при поступлении детей в школу осуществлялось при учёте уровня психологической готовности к школьному обучению.
Состав семьи учащихся в двух сравниваемых классах значимо не отличался. Во всех классах, где проводилось исследование, число детей, воспитывающихся в неполных семьях, составляло от 29 до 34 %. В качестве экспертов по некоторым методикам, выступали психологи школ и преподаватели классов, принимающих участие в исследовании.
Рекомендуем к прочтению:
Анализ результатов индивидуально-типологического опросника Л.Н.
Собчик
L Ложь = 2 балла
F Аггравация = 2 балла
I Экстраверсия = 4 баллов
II Спонтанность = 5 баллов
III Агрессивность/Стеничность = 8 баллов
IV Ригидность = 4 баллов
V Интроверсия = 5 баллов
VI Сензитивность = 7 баллов
VII Тревожность = ...
Анализ результатов Теста Люшера
А А А
+ + х х = = - -
Первый выбор: 3 5 4 1 6 2 0 7
!
А А А
+ + х х = - - -
Второй выбор: 6 5 1 4 3 2 0 7 В целом ! = 4.
С
!!!
В качестве испытуемой – девушка К., 22 года.
Выбор красного цвета в качестве ведущей тенденции в перв ...
Развитие психики
В отличие от неорганической природы живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия. О ...