Самооценка и ее формирование в младшем школьном возрасте
Самооценка - это ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка относится к центральным образованиям личности. Являясь регулятором поведения и деятельности, самооценка в значительной степени определяет успешность социально-психической адаптации личности. Высокая самооценка не всегда является гарантией хорошей адаптированности. С одной стороны, она защищает от тревоги, влияет на успешность деятельности, с другой - иногда становится причиной плохой адаптации. Лица с высокой самооценкой часто не могут дать адекватную оценку своим действиям, склонны перекладывать ответственность за неудачи на свое окружение, ставят себя выше других, что затрудняет общение и снижает успешность деятельности.
Принято различать общую и частную самооценку [8]. Общая самооценка - это обобщенное представление личности о себе. Она является онтогенетически более ранним видом самооценки. Частная самооценка формируется на основе общей в результате развития таких компонентов Я-концепции, как «Я-реальное» и «Я-идеальное». Их появление становится возможным благодаря развитию способности к рефлексии.
В возрасте 6-7 лет имеет место прежде всего общая самооценка, которая характеризуется глобально-позитивным отношением к себе. Отрицательные оценки, как правило, являются ситуативными, носящими временный характер. В 9-10 лет гораздо чаще встречается низкая самооценка. Дети обладают более ясными представлениями о собственной ценности и компетентности в различных видах деятельности [42].Частная самооценка только начинает формироваться. У ребенка появляются элементарные представления о своем будущем. Никольская И.М. и Грановская P.M. отмечают, что у младшего школьника психологическое время личности еще небольшое и охватывает его сегодняшний день и недалекое будущее.
Формирование самооценки у ребенка в период начального обучения в школе происходит путем интериоризации чужих оценок. Самооценка непосредственно зависит от характера оценок, даваемых ему учителем, а также от оценок одноклассников, которые переносят учебные оценки на все сферы деятельности и личность в целом. В связи этим, относительно устойчивая, адекватная самооценка наблюдается у хорошо успевающих младших школьников. Они уверены в себе, позитивно оценивают себя и свои возможности. Для неуспевающих школьников характерна категоричная, неадекватная низкая самооценка. Эти дети склонны чуть ли не в каждом деле видеть непреодолимые препятствия. У них высокий уровень тревожности.
Таким образом, у младших школьников имеется общая и развивается частная самооценка. Отношение к себе зависит от оценок, даваемых учителем и одноклассниками, которые в свою очередь в значительной степени определяются успешностью в обучении. Возраст 7-10 лет считается сензитивным для становления адекватной самооценки. Вместе с тем в научной литературе отсутствует описание особенностей общей и частной самооценки мальчиков и девочек.
Рекомендуем к прочтению:
Задержка психического развития у детей:
феноменология, происхождение, классификация
Комплексное изучение задержки психического развития как специфической аномалии детского развития было начато в отечественной дефектологии в 60- е годы прошлого столетия. В работах Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, К.С. Лебединской, В.М. Лубовс ...
Физиологические основы воображения
Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные ...
Психические свойства личности военнослужащего. Направленность
личности
Направленность
— это система ее потребностей, интересов, убеждений, идеалов и ценностных ориентаций, придающих жизни человека осмысленность и мотивированность. Это психическое свойство личности, которое в наибольшей степени социально обу ...