Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Интеллектуальные и личностные характеристики младших школьников, влияющие на успешность их социально-психической адаптации. Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста
Страница 2

Материалы » Гендерные различия адаптационных способностей младших школьников » Интеллектуальные и личностные характеристики младших школьников, влияющие на успешность их социально-психической адаптации. Стрессоустойчивость и тревожность детей младшего школьного возраста

В зависимости от личностных черт тревога может приводить к бегству в фантазию, поискам всевозможных способов, чтобы отвлечься и др. Нередко тревоги влекут за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота), не связанные с соматическими заболеваниями, а являются лишь способом избежать ситуации, вызывающей состояние тревоги. Тревога может также усиливать подозрительность и приводить к агрессивным действиям.

Повышенная склонность к переживанию состояния тревоги, являющаяся устойчивым свойством личности, называется тревожностью. Тревожность обусловлена действием социальных факторов и наследственностью.

Миллер Л. с соавторами выделили четыре категориям страхов и тревог, которые испытывают 7-12-летних дети: страх физического повреждения и разлучения; страх естественных природных явлений, животных и др.; социальная тревожность и смешанная группа [по 4].

Никольская И.М, и Грановская P.M. к числу страхов, характерных для детей младшего школьного возраста, относят:

• природные явления и стихийные бедствия (темнота, гроза, пожар, землетрясение, наводнение и т.д.);

• сказочные герои, персонажи книг и кинофильмов (привидение, леший, домовой, Кинг-Конг, индейцы, динозавры, и т.д.);

• животные (змея, волк, крокодил, мраморный дог, мышь, акула, таракан и т.д.);

• непонятные символы (отражение, белое пятно, горящие глаза, шаги в коридоре и т.д.);

• несчастные случаи и рискованные занятия (падение с горки, катание на коньках, плавание и т.д.);

• транспортные средства (машина задавит, колесо от машины оторвется и убьет, трамвай ноги отрежет, в лифте застрянешь, в метро столкнешься с другим поездом и т.д.);

• факторы школьной жизни (учителя, завуч, директор, старшеклассники, уроки иностранного языка, ответы у доски, контрольные, экзамены, двойки, вранье из-за невыученных уроков и т.д.);

• смерть, одиночество, незнакомые люди, боль, наказание и . социально-экономические изменения в обществе [41].

Примерно с 7 лет у детей появляются взрослые виды страхов - страх смерти, болезни и социальная тревожность. Кроме того, по сравнению с дошкольным возрастом у младших школьников возрастает частота прогнозируемых переживаний разных угрожающих ситуаций. Никольская И.М, и Грановская P.M. подчеркивают, что «наличие воображаемых страхов - сигналов - является важным регулятором поведения детей, облегчающих их приспособление к новым сферам жизни», таким как: школа, улица, транспорт [41,с.401].

Страхи и тревоги имеют тенденцию к развитию в онтогенезе. Если в 2-6-летнем возрасте у детей в среднем бывает 3 вида различных страхов и тревог, то в возрасте от 6 до 12 лет почти у 50% детей бывает 7 различных страхов и тревог. Однако родители не обращают на эти страхи внимания, считая их нормальными, за исключением тех ситуаций, когда они имеют социальное основание [4].

Таким образом, в младшем школьном возрасте стрессоустойчивость детей могут снижать такие свойства, как высокий уровень тревожности и завышенное притязание на признание. В связи с тем, что достаточно широкий круг реальных и воображаемых предметов и явлений могут вызывать у детей состояние тревоги и страха, это делает их очень уязвимыми в отношении негативного воздействия стрессоров. Существующие к настоящему времени исследования тревожности детей младшего школьного возраста сосредоточены в основном на изучении страхов и тревог, не связанных с процессом школьного обучения. Отсутствуют данные об особенностях стрессоустойчивости мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

2. низкая самооценка
1 2 3 4 5 3. конфликтность характера 1 2 3 4 5 4. неодобрение со стороны близкого окружения 1 2 3 4 5 5. неуверенность в себе, нерешительность 1 2 3 4 5 6. мяг ...

Состояние проблемы духовности в психологической науке
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психо ...

Психологические особенности кризисов профессионального становления
В развиваемой нами концепции профессионального становления личности выделены следующие стадии этого процесса: оптация, профессиональное образование и подготовка, профессиональная адаптация, первичная и вторичная профессионализация и масте ...