Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Введение
Страница 2

адаптационные способности детей младшего школьного возраста.

Под адаптационными способностями мы, вслед за Маклаковым А.Г., понимаем «совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды».[31]

Предмет исследования: гендерные различия интеллектуальных и личностных характеристик как предпосылок успешной адаптации младших школьников в образовательном учреждении.

Цель:сравнительное изучение гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста.

Гипотеза: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению.

Задачи: 1) осуществить теоретический анализ механизмов школьной адаптации;

2) найти и мотивировать выборку, соответствующую условиям проведения исследования;

3) организовать эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе;

4) определить гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших школьников к школьному обучению;

5) определить характер взаимосвязи интеллектуальных и личностных характеристик учащихся, определяющих успешность адаптации к школе;

6) построить выводы по результатам данного исследования.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о процессе адаптации Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., положения концепции личностного адаптационного потенциала Маклакова А.Г., а также основные положения теории Выготского Л.С, Божович Л.И о психическом развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте.

Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие учащиеся вторых классов, как наиболее типичные представители младшего школьного возраста, средней общеобразовательной школы № 1141 города Москвы в возрасте 8-9 лет. Было обследовано 64 учащихся. Из них 38 мальчиков и 26 девочек.

Практическая значимость. Результаты, полученные в данной работе, могут помочь психологам, работающим в образовательном учреждении, при сопровождении процесса обучения и адаптации детей младшего школьного возраста, а также их родителям в улучшении процесса приспособления ребенка к социальной среде в образовательном учреждении.

Методика исследования: уровень адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих диагностических методик.

1).Тест школьной тревожности Филипса - для определения стрессоустойчивости младших школьников.

2).Методика Гинзбурга М.Р. «Определение мотивов учения» - для выявления ведущего мотива учебной деятельности.

3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будасси) - для определения общей и частной («Я-реальное» и «Я-идеальное») самооценки

4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC)- для определения уровня развития общего, вербального и невербального интеллекта, а также способностей, соответствующих специфическим интеллектуальным факторам.

5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем к прочтению:

Понятие «конфликта» в педагогическом общении
Проблема педагогических конфликтов относится к области научных знаний, имеющих свое место во всех науках как социальных, так и технических. Там, где понятие конфликта и не обсуждается, фигурируют его терминологические аналоги: «противореч ...

Межличностное пространство
Другим важным фактором в общении является межличностное пространство — как близко или далеко собеседники находятся по отношению друг к другу. Иногда наши отношения мы выражаем пространственными категориями, как, например, «держаться подал ...

Экспериментальное исследование зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подростка. Программа исследования зависимости употребления табачных изделий от личностных качеств подро
Экспериментальное исследование проводилось среди учащихся средних школ города Москвы. Объем выборки составил 40 человек, среди них мальчиков 23 и девочек 17. Средний возраст в выборке 14 лет. Выборка была разделена на 2 группы по 20 челов ...