ВведениеСтраница 2
адаптационные способности детей младшего школьного возраста.
Под адаптационными способностями мы, вслед за Маклаковым А.Г., понимаем «совокупность индивидуально-психологических и интеллектуальных характеристик, определяющих успешность и эффективность адекватного “ответа” индивида на воздействие психогенных факторов окружающей среды».[31]
Предмет исследования: гендерные различия интеллектуальных и личностных характеристик как предпосылок успешной адаптации младших школьников в образовательном учреждении.
Цель:сравнительное изучение гендерных различий адаптационных способностей детей младшего школьного возраста.
Гипотеза: существуют гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей (интеллектуальных и личностных характеристик) младших школьников к школьному обучению.
Задачи: 1) осуществить теоретический анализ механизмов школьной адаптации;
2) найти и мотивировать выборку, соответствующую условиям проведения исследования;
3) организовать эмпирическое исследование, относительно поставленной гипотезе;
4) определить гендерные различия в уровне развития адаптационных способностей младших школьников к школьному обучению;
5) определить характер взаимосвязи интеллектуальных и личностных характеристик учащихся, определяющих успешность адаптации к школе;
6) построить выводы по результатам данного исследования.
Методологической основой исследования являются фундаментальные положения психологии о процессе адаптации Анохина П.К., Селье Г., Александровского Ю.А., Березина Б.Ф., положения концепции личностного адаптационного потенциала Маклакова А.Г., а также основные положения теории Выготского Л.С, Божович Л.И о психическом развитии личности ребенка в младшем школьном возрасте.
Экспериментальная база исследования: в исследовании принимали участие учащиеся вторых классов, как наиболее типичные представители младшего школьного возраста, средней общеобразовательной школы № 1141 города Москвы в возрасте 8-9 лет. Было обследовано 64 учащихся. Из них 38 мальчиков и 26 девочек.
Практическая значимость. Результаты, полученные в данной работе, могут помочь психологам, работающим в образовательном учреждении, при сопровождении процесса обучения и адаптации детей младшего школьного возраста, а также их родителям в улучшении процесса приспособления ребенка к социальной среде в образовательном учреждении.
Методика исследования: уровень адаптационных способностей младших школьников оценивался с помощью следующих диагностических методик.
1).Тест школьной тревожности Филипса - для определения стрессоустойчивости младших школьников.
2).Методика Гинзбурга М.Р. «Определение мотивов учения» - для выявления ведущего мотива учебной деятельности.
3).Методика изучения самооценки младших школьников (модифицированный вариант методики С.А.Будасси) - для определения общей и частной («Я-реальное» и «Я-идеальное») самооценки
4).Методика исследования интеллекта детей Векслера Д. (WISC)- для определения уровня развития общего, вербального и невербального интеллекта, а также способностей, соответствующих специфическим интеллектуальным факторам.
5).Сокращенный вариант методики «Психолого-педагогическая характеристика школьников» [11]. Использовался с целью изучения особенностей учебной деятельности испытуемых и характера общения младших школьников.
Рекомендуем к прочтению:
Принципы когнитивной терапии.
При когнитивной терапии клинический психолог или психотерапевт пытается изменить одно или несколько проявлений расстроенного мышления, типичных для данного заболевания (например, иррациональные страхи клиента, страдающего фобией, или неад ...
Заключение.
В заключение подведем некоторые итоги. Непосредственными факторами, предопределяющими эффективность или неэффективность профессиональной деятельности психолога являются личные качества психолога и его профессиональные умения, корректные д ...
Анализ результатов опроса старшеклассников
В ходе количественного анализа использовался процентильный метод группировки данных. Все оценки качеств делились на пять процентильных групп: очень высокая частота встречаемости (81-100 процентиль); высокая частота встречаемости (61-80 пр ...