Анатомические и физиологические основы эмоцийСтраница 1
Различие человека и животного в строении головного мозга очень велико, так же как и в высшей нервной деятельности. Такие функции как речь и мышление есть только у человека, хотя многие ученые это уже сейчас начинают опровергать. Но вся суть не в том: огромная пропасть между умом человека и животного очевидна, но это не распространяется на область эмоций. Конечно же, это обнаруживается только при основных низших эмоциях - страх, гнев, радость и т.д. С чем же это связано? Если сравнивать мозг животного и человека, то мы увидим огромные различия в полушариях мозга, которые называют еще также неокортексом ("нео" - новая, "кортекс" - кора). Именно с этим объектом связана высшая нервная деятельность человека, поэтому мы здесь видим такие различия. А центры эмоций, и вообще они сами относятся к участкам старой коры, к ядрам, спрятанным в глубине головного мозга, к подкорковым образованиям, а они у человека и животных имеют сходство. Отсюда и сходство в низших эмоциях.
Кеннон предлагал свою теорию эмоций, в которой он утверждал, что эмоции возникают в результате деятельности таламуса. Именно сюда притекают разнообразные нервные импульсы и тут же формируются особые эмоциональные процессы. Опыты над таламусом показали, что одновременное раздражение некоторых участков гипоталамуса приводило к особым проявлениям поведения, характерным для той или иной эмоции. После этих опытов стали говорить, что гипоталамус - это участок головного мозга, в котором формируются все эмоции. Но на этом ученые не остановили своих исследований. Потом они обнаружили, что к эмоциям отношение также имеют и еще некоторые другие древние формации мозга. Установлено участие в эмоциональных реакциях гиппокампа и миндалины, базальных ганглиев - скорлупы, хвостатого ядра, бледного шара и ограды. Позднее выявили участие поясной извилины. В конце концов, была сформулирована теория о лимбической системе - совокупность структур головного мозга, принимающих участие в образовании эмоционально - мотивационного поведения. Согласно этой теории эмоции возникают в гиппокампе, оттуда направляются в гипоталамус, таламус и затем в поясную извилину - круг Пейпеца. С поясной извилины импульсы распространяются на другие участки коры больших полушарий. Поэтому любые психические процессы приобретают эмоциональную окраску.
После проведения многих опытов ученые задумались над вопросом: а то, что они наблюдают - это "истинные" или "ложные" эмоции? И он возник неслучайно. При опытах получались результаты очень кратковременные, они длились до тех пор, пока длилось электрическое раздражение. А в других случаях кошки и собаки очень хорошо показывали, что их эмоции вполне настоящие, оставляя на руках экспериментаторов укусы и царапины. После этого разработали новый метод исследования эмоций с помощью вживления электродов. И выяснили существование "центров удовольствия", но их локализацию было очень трудно определить, оказалось, что они рассеяны по многим подкорковым областям головного мозга. Кроме этого "центры удовольствия" были найдены в участках новой коры.
Вместе с этим, рядом с "центрами удовольствия" располагаются "центры наказания". Их количество тоже многочисленно, и, что интересно, эти центры настолько близки друг к другу, что расстояние между ними достигают 0,5 мм. Все эти исследования и заставили ученых поверить в то, что раздражения разных областей коры головного мозга сопровождаются и эмоциональным поведением, и эмоциональным переживанием.
Рекомендуем к прочтению:
Описание психодиагностической процедуры
Психодиагностическая процедура проводилось с 15 по 19мая 2007 года. Обследование проводилось в основном с 12:40 до 13:00 в РГППУ и с 11:00 до 11:30 в УГЛТУ, время заполнения опросников занимало в среднем 20 минут. Условия обследования не ...
Понятие и сущность факторов риска формирования наркозависимости у детей
Общественное отношение к наркомании сегодня в подавляющем большинстве случаев характеризуется как однозначно негативное и отвергающее. Подобное отношение связано с незнанием и непониманием наркомании как явления. В отношении к наркомании ...
Психологические основы адаптации детей младшего школьного возраста. Общие положения об адаптации
Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже ...