Ролевая структура семьиСтраница 1
Семья определяется характером главенствования и распределения ролей в соответствии с решаемыми задачами. Главенство, как таковое определяет организацию семьи, ее функционирование, меру участия членов семьи в управлении ее жизнедеятельности. В основном управлением и принятием решений занимается один из членов семьи. Изначально в молодой семье может обговариваться равноправие между обоими супругами. По мере обеспечения безопасности семьи, материального обеспечения, планирования семейного бюджета выявляется доминирование одного из партнеров. Как правило, обеспечением безопасности и материальным обеспечением занимается мужчина (супруг), а с планированием семейного бюджета и распределением доходов лучше справляется женщина (супруга).
Принятие семейных ролей определяется влиянием особенностей мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферами членов семьи, а также их личностными особенностями. Репертуар, усвоенных ролей в детстве или подростковом возрасте межличностных ролей и опыт их исполнения переносится молодоженами в свою семейную жизнь, таким образом, определяется характер межличностного общения. [10;112]
Как правило, в счастливых семьях мнение супругов о главенстве в семье совпадает, так же совпадают ролевые ожидания, ролевые соответствия уровень понимания ролевых ожиданий каждого из супругов. Структура семьи так же включает число и состав ее членов, совокупность взаимоотношений между ними. Можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточена в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений, во втором – о демократической.
Роль может рассматриваться как нормативно одобряемая модель поведения, ожидаемая от человека, занимающего определенную социальную позицию и позицию в межличностных отношениях. Содержание роли и ее выполнение регулируется нормами и принятыми правилами. Роли соотносятся в соответствии с занимаемым статусом: так женщина играет роль матери, а мужчина роль отца и ситуация наоборот (когда женщина играет роль отца, а мужчина роль матери) невозможна. Выделяется роль «кормилец семьи», хозяин/хозяйка дома, воспитатель детей. Что касается биологически обусловленных ролей, то кормление грудью исключительно выполняется матерью.
Характер супружеских отношений во многом зависит от степени согласованности семейных ценностей мужа и жены и ролевых представлений о том, кто и в какой степени отвечает за реализацию определенной семейной сферы. Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответствия ролевых ожиданий (установка мужа и жены) на активное выполнение партнером семейных обязанностей и ролевых притязаний (личная готовность каждого из партнеров выполнять семейные роли). [2; 73]
В основном, супружеские роли подразделяются на три основных вида: традиционные, товарищеские и роли партнеров. Первичная ролевая адаптация обязательно включает согласование представлений о характере и распределении семейных обязанностей. Первая особенность адаптации заключается в том, что супруги выбрали один и тот же тип роли, а вторая – чтобы каждый из крупных компонентов, необходимого для этой роли внутри - и внесемейного поведения соответствовал у мужа и жены.
Традиционные роли предполагают со стороны жены рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости и терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа для сохранения гармонии семейных отношений в этом случае необходимы: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи, поддержание семейной власти и контроля, принятие основных решений, эмоциональная благодарность жене за принятие приспособленности к зависимости, обеспечение алиментов при разводе.
Рекомендуем к прочтению:
Социально-психологическая характеристика групповых методов воздействия и их
использование в работе с молодежью. Активные групповые
методы социально-психологического обучения и развития, их классифик
Воспитывать человека – значит оказывать содействие формированию его личности. Межличностное взаимодействие в группе может значительно повысить эффективность обучения, воспитания и развития каждой отдельной личности и группы в целом. Специ ...
Характеристика коммуникативной культуры
преподавателя вуза
Процесс формирования коммуникативной культуры студентов предполагает анализ категории "коммуникативная культура", которая складывается из понятий "культура" и "общение".
Наиболее общее определение культуры о ...
Выводы
1. Ролевая идентификация детей с родителями представляет собой определенный этап формирования личности, в котором когнитивные, эмоциональные и поведенческие детерминанты идентификации тесно связаны между собой.
2. Возраст наиболее выраже ...

