Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы
Страница 2

Материалы » Конфликты родителей и подростков - причины, содержание, функции » Понятие конфликта, его позитивные функции. Психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей. Особенности подростковых конфликтов, их типы

Обязательно ли юность является кризисной и какие именно факторы - биологические, социальные или биографические - определяют содержание и характер протекания юности?

Прежде всего, подростковым принято считать период развития детей от 11-12 до 15-16 лет.

В этом возрасте происходит бурное психофизическое развитие и перестройка социальной активности ребенка. Американский психолог Стэнли Холл считал, что период от 8-12 лет - предподростковый, соответствует концу дикости, началу цивилизации; а юность (12-13 лет), охватывает период от начала полового созревания до взрослого (22-25 лет) и эквивалентна эпохе романтизма.

Немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер делит юность на две фазы:

· главная проблема у 14-17 летних - кризис, связанный со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости;

· у 17-21 - летних на первый план выходит кризис оторванности, чувство одиночества.

Вслед за автором некоторых работ по проблемам переходного периода Е.Б. Хасаном, можно считать, что перед подростком стоит задача самоопределения в трех «областях»:

ü Половой. Т.е. буквально должна произойти половая идентификация. В этом месте мы можем обнаружить большое количество конфликтов, связанных прежде всего со способами представленности подростку того или иного пола.

ü Возрастной. Во время самого этого периода у подростка нет четкого ощущения «Кто он ?». Он уже чувствует себя не ребенком, но и взрослым еще не чувствует. И здесь тоже возникают конфликты в том, каким образом можно попробовать различные представления о взрослом.

ü Социальный. Подростку необходимо занять определенное место в обществе в своей референтной группе. Но поскольку важен и взрослый: ему важно его признание и понимание, по каким нормам живут взрослые в этом мире. Что подходит ему сейчас, а что нет. За конфликтом с миром взрослых стоит целый ряд причин. Обычно они следующие: противоречия между детской нормой, которую должен усваивать ребенок и взрослыми нормами, на которые ему необходимо ориентироваться в качестве взрослого человека, неприятие взрослыми факта взросления ребенка, отношение к нему как к маленькому, которое и является причиной переориентации ребенка на сверстников, среди которых он получает необходимое уважение к своей взрослеющей личности.

Психологи выделяют следующие типы конфликтов подростков с родителями:

§ конфликт неустойчивости родительского отношения (постоянная смена критериев оценки ребенка);

§ конфликт сверхзаботы (излишняя опека и сверхожидания);

§ конфликт неуважения прав на самостоятельность (тотальность указаний и контроля);

§ конфликт отцовского авторитета (стремление добиться своего в конфликте любой ценой).

Обычно ребенок на притязания и конфликтные действия родителей отвечает такими реакциями (стратегиями), как:

• реакция оппозиции (демонстративные действия негативного характера);

• реакция отказа (неподчинение требованиям родителей);

• реакция изоляции (стремление избежать нежелательных контактов с родителями, сокрытие информации и действий).

Нет практически ни одного социального или психологического аспекта поведения подростков, который не зависел бы от семейных условий в настоящем или в прошлом. В сложном клубке взаимодействия родителей и детей часто не учитывают того самого пубертатного кризиса подростков, когда все устоявшееся меняется:

· потеряв прежние интересы и не приобретя новых, подросток утрачивает связь со средой и может ощущать себя одиноким;

· физическое возмужание дает ощущение зрелости, а социальный статус ни в семье, ни в школе не меняется;

· появляется критическое отношение к авторитетам, а первая жертва - родители. Они не очень хороши, чтобы ими восхищаться. С детским преклонением перед родителями расстаются все;

· родители не последовательны: готовя ребенка ко взрослой жизни, пропускают этот момент;

· главным переживанием становится поиск нравственных ценностей, смысла жизни, нравственных авторитетов. Всегда ли ими окажутся родители?

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем к прочтению:

Предмет психологической науки
Предмет науки - это условно ограниченная область познаваемой действительности, которая отличается особым характером наблюдаемых в ней явлений и закономерностей. Обособление некоторой предметной области от сопредельных областей познания по ...

Психологическое заключение.
Главные характерные особенности обследуемых групп – это преобладание избегания неудач, причем юноши и девушки друг от друга практически не отличаются. Это означает, что в группе в основном люди проявляющие не уверенность в себе и не верят ...

Нарушения речи при очаговых повреждениях мозга
Утрата экспрессивной речи и/или способности понимать устную речь вследствие приобретенных поражений мозга обозначается как афазия, для менее выраженных речевых расстройств используется термин дисфазия. В подавляющем большинстве случаев по ...