Опыт организации и проведения мероприятий по формированию компетенции ответственности. Поэтапное проведение мероприятий по формирования компетенции ответственности
Одной из задач нашего исследования явилась разработка на основе эмпирического опыта теоретической модели формирования и профессионально ответственного отношения личности, или, другими словами, развитие профессиональной компетенции ответственности в процессе обучения подростков УНПО.
В эксперименте принимали участие 2 группы ПУ №36. Группа № 21 –«Сварщики» экспериментальная группа, в количестве 36 обучающихся и группа № 23 – «Повара» - контрольная группа в количестве 23 обучающихся.
Исследовательская работа проводилась в три этапа.
1 этап (сентябрь 2009 года) – основополагающий был посвящен изучению и анализу психолого – педагогической и научно-методологической литературы по проблеме развития ответственности у подростков и у других возрастных категорий.
Разработаны исходные базовые понятия и позиции исследования: цели, задачи, объект, предмет.
2 этап (октябрь – февраль 2010 года)- опытно – поисковый.
На этом этапе выяснились уровни взаимодействия между педагогом и учениками, по развитию идеи формирования компетенции ответственности в процессе учебных занятий.
В ходе опытно – экспериментальной работы корректировались содержание и технология эксперимента, проводилась обработка полученных результатов.
3 этап (март – июль 2010 года) – заключительно – обобщающий.
Он включает в себя обобщение и литературное оформление исследования, выводы и заключение.
На первом этапе методом мозгового штурма были определен базовый понятийный уровень. Его центральными понятиями стали: компетенция, квалификация, ответственность (профессионально ответственное отношение).
Были приняты следующие понятия:
Квалификация – это знания, умения и навыки по конкретной специальности, а также профессионально важные качества личности, необходимые для широкого круга профессий.
Компетенция – это характеристики и способности, помогающие человеку достигать профессионально значимых целей.
Ответственность – это способность или умение брать на себя ответ за происходящие явления или события.
Супервизор – это участник нашего эксперимента, который берет на себя ответственность в данный момент времени проводить анализ или оценку работы каждого участника группы в процессе обучения.
Под профессионально ответственным отношением понимается в разной степени осознаваемое, оценочное и характеризующееся различной степенью поведенческой готовности отношение личности к выполнению профессиональных обязанностей.
Рекомендуем к прочтению:
Состояние проблемы духовности в психологической науке
Несмотря на широкий диапазон исследований сущности понятия «духовность» в научной литературе, до сих пор нет однозначной его трактовки. Нет универсальной (или хотя бы общепринятой) дефиниции этого понятия и в современной философии и психо ...
Классификация психических изменений в старости и типов психологического
старения
Все изменения в этом возрасте можно классифицировать на три сферы:
1. В интеллектуальной - появляются трудности в приобретении новых знаний и представлений, в приспособлении к непредвиденным обстоятельствам. Сложными могут оказаться сам ...
Методы преодоления конфликтов
Исследования показали, что любой конфликт может быть быстро разрешен, если известны соответствующие методы. Но при этом обязательно должны быть рассмотреть характеристики конфликта: цели, мотивы, эмоциональные состояния оппонентов, особен ...