Толерантность и конфликт

Проблема конфликта и толерантности.

Читать далее »

Типы темперамента

Психологическая характеристика типов темперамента.

Читать далее »

Русский интеллект

Характеристика и особенности русского интелекта.

Читать далее »

Особенности памяти

Память – один из самых сложных и достаточно изученных процессов.

Читать далее »

Психологические особенности поздней юности – студенчества
Страница 2

Материалы » Особенности отношения к сверстникам у лиц юношеского возраста » Психологические особенности поздней юности – студенчества

В исследованиях, посвященных личности студента (В.Т. Лисовский, Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др), показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы развития интеллектуальных и физических сил.

Время учебы в вузе совпадает со вторым периодом юности или первым периодом зрелости, который отличается сложностью становления личностных черт, — процесс, проанализированный в работах таких ученых, как Б.Г. Ананьев, А.В. Дмитриев, И.С. Кон, В.Т. Литовский, З.Ф. Есарева и др. Характерной чертой нравственного развития в этом возрасте является усиление сознательных мотивов поведения. Заметно укрепляются те качества, которых не хватало в полной мере в старших классах, — целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Повышается интерес к моральным проблемам (цели, образу жизни, долгу, любви, верности и др.). Вместе с тем специалисты в области возрастной психологии и физиологии отмечают, что способность человека к сознательной регуляции своего поведения в 17—19 лет развита не в полной мере. Нередки немотивированный риск, неумение предвидеть последствия своих поступков, в основе которых могут быть не всегда достойные мотивы. Так, В.Т. Лисовский отмечает, что 19-20 лет — это возраст бескорыстных жертв и полной самоотдачи, но и нередких отрицательных проявлений.

Юность — пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения «идеального Я» с реальным. Но «идеальное Я» еще не выверено и может быть случайным, а «реальное Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.

Юношеский возраст, по Э. Эриксону, строится вокруг кризиса идентичности, состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, идентификаций и самоопределений. Если юноше не удается разрешить эти задачи, у него формируется неадекватная идентичность, развитие которой может идти по четырем основным линиям: 1) уход от психологической интимности, избегание тесных межличностных отношений; 2) размывание чувства времени, неспособность строить жизненные планы, страх взросления и перемен; 3) размывание продуктивных, творческих способностей, неумение мобилизовать свои внутренние ресурсы и сосредоточиться на какой-то главной деятельности; 4) формирование «негативной идентичности», отказ от самоопределения и выбор отрицательных образов для подражания (Э. Эриксон).

Столяренко Л. Д. выделяет психологические особенности поздней юности (18-25 лет) — зрелости в умственном, нравственном отношении: пик интеллектуальных возможностей; стабилизация характера; убежденность, сложившееся мировоззрение; чувство нового; смелость, решительность; способность к увлечению; оптимизм; самостоятельность; прямолинейность; критичность и самокритичность; самооценка противоречива, что вызывает внутреннюю неуверенность, сопровождающуюся резкостью и развязностью; скептическое, критические, ироническое отношение к преподавателям и режиму учебного заведения; сохраняются максимализм и критичность, отрицательное отношение к мнению старших; неприятие лицемерия, ханжества, грубости, стремления воздействовать окриком; принятие ответственных решений: выбор и овладение профессией, выбор стиля и своего места в жизни; выбор спутника жизни, создание своей семьи, активность в сексуальной сфере; формирование профессионального мышления, самоутверждение в профессиональной и социальной сфере, борьба за свое «место под солнцем»; овладение набором социальных ролей взрослого человека, начало «экономической активности».(30)

На развитие личности в юношеском возрасте оказывают влияние отношения, которые складываются в процессе учебной деятельности и в процессе общения

"Важнейшей формой отношения являются отношения между людьми — субъект-субъектные отношения, которые получили, естественно, наиболее широкое обсуждение в психологии. При этом как особая форма отношения выступает общение, в основе которого лежит субъект-субъектное взаимодействие (В. Г. Ананьев, А. Л. Бодалев, В. Н. Мясищев, Б. Ф. Ломов и др.).

Ломов в этом плане отмечая: «Общение является одной из важнейших сторон индивидуальной формы бытия человека как общественного существа» (9. С.36). И далее: «И процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми (речь идет об индивидуальном уровне бытия), осуществляется взаимный обмен деятельностями, представлениями, идеями, установками, интересами и т. д. (ссылка на К. Маркса [Т. 3.С. 440—441]). В общении формируется, развивается и проявляется система отношений "субъект — субъект(ы)". Именно это и составляет специфику основной связи, характеризующей общение. Рассматриваемое в этом плане общение выступает как самостоятельная и специфическая форма активности субъекта. Ее результат - не преобразованный предмет (материальный или идеальный), а отношения с другим человеком, с другими людьми» (9.С. 38). Понимание специфики такой активности чрезвычайно важно. Общение — это «обработка людей людьми». И понимание и опенка собственно индивидуального общения как предмета психологического исследования чрезвычайно важны. Раскрывая пространство и смыслы феномена общения, Б. Ф. Ломов подчеркивает: «Понятие "общение" охватывает особую категорию реально существующих отношений, а именно отношения "субъект — субъект(ы)". В холе анализа этих отношений раскрываются не просто действия того или иного субъекта или воздействия одного субъекта на другого, но и процесс их взаимодействия, в котором обнаруживаются содействие (или противодействие), согласие (или противоречие), сопереживание и т.д.» [9. С. 38].

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем к прочтению:

Эмпирическое исследование самоотношения разведенных женщин, возникающих у них проблем вступления в повторный брак и стратегий совладающего поведения. Программа исследования
Цель исследования: изучение отношения к себе разведенных женщин в контексте проблемы вступления в повторный брак. Достижение поставленной цели предполагало решение следующих задач: 1. определение самоотношения разведенных женщин; 2. из ...

Социализация как ответ на кризис
Некоторые социологи утверждают, что изменение процесса социализации во взрослом возрасте объясняется тем, что переживания и кризисы в жизни взрослых и детей различны. Такой подход назван адаптивистским: жизнь взрослых рассматривается как ...

Онтопсихология
Направление онтопсихология создано в 70-х годах XX века доктором психологии, социологии, теологии и философии профессором А. Менегетти [28]. Онтопсихология переводится, как Учение о бытии Души (греч). Абсолютная новизна и сложность онтопс ...